В Сыктывкаре 2015 год был отмечен целым рядом молодежных инициатив, которые полностью или хотя бы частично удалось довести до логического конца. Группа «Сыктывкар-автобус» провела мониторинг работы пассажирского автотранспорта в столице Коми и подготовила большой доклад по этой теме. Молодежные активисты устроили фестиваль на участке улицы Коммунистической, которую они предложили сделать пешеходной, своими силами привели в порядок небольшую зеленую территорию, назвав ее сквером Энтузиастов. Также они выпустили открытки с видами Сыктывкара, сделанные великолепными фотографами, доход от продажи которых пошел на благотворительные цели. 19-летняя студентка Сыктывкарского университета Алена Зезегова, с которой поговорил корреспондент «7x7», ко всем вышеперечисленным инициативам имеет самое непосредственное отношение.

 

«На примере сквера Энтузиастов хотелось показать, что можно своими руками облагородить территорию»

— Алёна, когда я учился в университете, у нас была любимая песенка: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Мы любили дискотеки, ездили в стройотряды, чтобы заработать деньги, но нам и в голову не могло прийти создать своими руками сквер или по своей инициативе устроить уличный фестиваль. Почему же вам захотелось все это сотворить?

 — Я, честно говоря, сама не знаю, как это получилось. Началось все со сквера, хотя сквер Энтузиастов и пешеходная зона — это не мои идеи. Я просто узнала про них, прониклась и решила поддержать.

— И от кого же вы узнали?

— Про сквер я узнала от Павла Сафронова. Он его нашел, позвал ребят, и мы еще два года назад его частично восстановили. А потом я узнала от знакомого мальчика, что можно получить грант от Молодежного центра Сыктывкара. И вот тогда подумала про этот сквер. Его же можно облагородить, сделать более комфортным, и написала проект. Получили грант и на эти средства поставили скамейки, урны, сделали велопарковки, посадили цветы.

— Почему вы решили его назвать сквером Энтузиастов?

— Мы очень долго думали над названием. Не помню, кто предложил, но нам понравилось. Все-таки мы пытаемся реализовывать какие-то идеи, и «энтузиасты», наверное, самое подходящее слово. И потом, сквер имеет ценность не только сам по себе. Мы на его примере хотели показать, что можно своими руками облагородить территорию, например, у себя во дворе, чтобы самим же было удобно и комфортно там жить.

 

 

 
 
 

 

 

«Городская администрация закупила какое-то количество наших открыток»

— Идея с открытками родилась уже после сквера Энтузиастов?

— Я об этом думала еще с позапрошлого года. Я тогда увлеклась посткроссингом. Это такой сайт, на котором можно получить адрес человека с любого уголка Земли и отправить ему открытку. И тебе может прийти открытка от совершенно незнакомого человека. Мне это пришлось по душе, но я нигде не смогла найти красивых открыток с видами Сыктывкара. То есть открытки, конечно, были, но мне они совсем не нравились. Какие- то они старые, что ли… И я решила, что нужно сделать более современные. У меня много друзей среди фотографов, я посмотрела их работы и выбрала девять. Друзья помогли мне сделать макеты открыток, и на этом на какое-то время все остановилось. Но затем я поделилась идеей со своей двоюродной старшей сестрой, ей это очень понравилось. Она предложила не просто напечатать открытки, а провести благотворительную акцию. Мы решили, что на деньги, вырученные от продажи этих открыток, купим необходимые вещи для сыктывкарского специализированного Дома ребенка. К сожалению, до Нового года нам все открытки продать не удалось. Но сейчас мы начнем реализовывать их через интернет, чтобы люди имели возможность их купить не только в Сыктывкаре.

— Много ли удалось продать?

— Немного, около тысячи. А напечатали пять тысяч открыток с четырьмя видами. Это фотографии Кирилла Шучалина, Ромы Имполитова, Ромы Лопатина и Антона Романова. Все они зимние, потому что мы начали продавать их зимой. Кстати, я была приятно удивлена, когда узнала, что городская администрация закупила какое-то количество наших открыток и высылала их с поздравлениями.

— Фотографы гонорары не попросили?

— Нет, все было на добровольных началах.

 

 

 
 
 

 

 

«Новый мэр Андрей Самоделкин вроде как очень поддерживает проект пешеходной зоны»

— У вас много единомышленников, то есть таких же ребят и девушек, желающих сделать что-то полезное своими руками?

— Не знаю [смеется]. Но думаю, очень много. Когда мы делали фестиваль на Коммунистической улице, нам немало людей помогало  — строили сиденья, организовывали концерты и прочее.

— Вы сказали, что идея пешеходной зоны на этой улице принадлежит не вам. Тогда кому?

— Это идея Алины Давлетовой. Я присоединилась, когда до фестиваля оставалось дней десять. Помогали, как я уже сказала, волонтеры. А сейчас проектом пешеходной зоны мы занимаемся с ней вместе.

 

 

 
 
 

 

 

— И как продвигается дело?

— Новый мэр Андрей Самоделкин вроде как очень поддерживает наш проект. Я с ним встречалась пару недель назад. Он назначил нам куратора из числа сотрудников городской администрации. Сейчас мы хотим создать архитектурную мастерскую, приглашаем дизайнеров из Москвы, которые будут разрабатывать наш проект. Хотим работать совместно с администрацией, чтобы и они разработали свой проект. Потом можно будет провести конкурс, чтобы отобрать лучший. Сотрудники администрации обещали нам помочь сделать запрос в ГИБДД, чтобы узнать: можно ли в этом месте делать пешеходную зону, а если нельзя, то по какой причине. Кроме того, мы намерены провести опрос среди жителей соседних домов, чтобы понять, согласны ли они, чтобы в этом месте была пешеходная улица.

— Вы уже сталкивались с теми, кто не был согласен?

— Да. В основном это автомобилисты. Причем говорят обычно не лично, а пишут комментарии в интернете. Причем чаще всего пишут то, о чем мы знаем, что это не так. Например, говорят, что создание пешеходной зоны на Коммунистической приведет к перегрузке улицы Советской. Но этого не произойдет.

— А в личном общении никто вам не возражал?

— Когда разговариваешь с людьми с глазу на глаз, все обычно поддерживают наши проекты. Только один раз женщина-автомобилист высказалась против. Вообще, автомобилисты часто комментариях пишут, что у нас и так мало мест, не нужно никаких пешеходных улиц, а надо, наоборот, расширять дороги, увеличивать число парковок. Но мы ведь специально приглашаем архитекторов, чтобы они посмотрели, где в этом районе можно сделать еще одну удобную парковку. А с другой стороны, у меня есть друг с машиной, и он мне сказал, что он бы с удовольствием где-нибудь ее оставил, чтобы пройтись пешком по улице, по которой можно просто гулять. Он считает, что именно такой улицы в городе не хватает. И это очень воодушевляет.

— Известный российский блогер Илья Варламов в прошлом году опубликовал переписку с руководителем тогда еще существующего Агентства по делам молодежи Коми Виктором Тельновым по поводу городских проектов, предложенных вами и вашими соратниками. Из нее следовало, что чиновник не поддерживает проект пешеходной зоны главным образом из-за того, что первоначально эта идея принадлежала самому Варламову и московскому депутату Максиму Кацу, а они, по его мнению, что-то вроде пятой колонны. Что скажете по этому поводу?

— На самом деле Тельнов нам очень помогал. Когда мы организовывали этот фестиваль,  он сделал все возможное, чтобы он получился. Договаривался, чтобы нам привезли столы, рассказывал про наш проект [бывшему главе Коми Вячеславу] Гайзеру, помог встретиться с мэром Сыктывкара.

— В общем, пока все идет хорошо?

— Нет, я бы не сказала, что все гладко и легко получается. Но нам пока хватает сил бороться и что-то делать дальше. Вопросы со сквером и пешеходной улицей ведь до сих пор не решены. Нам иногда кажется, что все можно сделать очень быстро, но когда сталкиваешься с бюрократией... Приходят, например, такие послания: ответ получите в течение тридцати дней. Бывает и так, что какие-то чиновники говорят одно, а делают совсем другое.  Вроде обо всем договорились, а приходишь в следующий раз и слышишь, что нет, такого разговора не было. И это, конечно, очень мешает.

 

«Мне хочется жить в комфортном чистом городе, и я стараюсь сделать что-то, что приблизило бы его к идеалу»

— Вы родились в Сыктывкаре. Поэтому у вас проекты в основном связаны с этим городом?

— Да, я же здесь живу. И мне хочется жить в комфортном чистом городе, и я стараюсь сделать что-то, что приблизило бы его к идеалу.

— В университете вы изучаете менеджмент и юриспруденцию. Как думаете, участие в этих общественных делах поможет вам в будущей работе?

— Думаю, да. Если честно, я еще не знаю, чем буду заниматься после окончания университета, но сейчас мне очень интересно. К тому же менеджмент связан с разработкой проектов.

— Почему вы выбрали именно эти специальности?

— На менеджмент я пошла, даже не представляя, чем буду заниматься, когда вырасту. Но это мне показалось самый лучшим вариантом. А вот на юриспруденцию в этом учебном году я поступила более-менее осознанно. Мне стало интересно заниматься такими вещами, как защита прав человека. Да и если работать с городской средой, все равно очень важно знать законодательство.

— Какие-то новые идеи у вас есть?

— Пока очень хочется довести до конца проект пешеходной улицы, а также добиться, чтобы сквер наконец-то город принял на баланс. Это долгосрочные проекты.

— Но ведь мэр Андрей Самоделкин пообещал заняться сквером.

— Пообещать-то пообещал, но мне пока пришел ответ, что администрация может взять сквер на баланс только в том случае, если собственник передаст его им. Хотя, судя по карте, он городской, потому что находится на земле, принадлежащей городу. Поэтому я пока не совсем понимаю, что они хотели этим сказать.

— Благотворительные открытки с видом Сыктывкара, создание сквера Энтузиастов, а также пешеходной зоны — эти проекты, наверное, поддерживают многие. Но недавно вы провели одиночный пикет в защиту гражданского активиста Ильдара Дадина, что вызвало крайне неоднозначную реакцию блогеров и комментаторов «7x7». Как вы решились на эту, в общем, небезопасную акцию?

— Очень интересный вопрос! Мне один мой знакомый из Москвы написал, что акции в защиту Ильдара Дадина идут по всей России, и предложил что-то подобное провести в Сыктывкаре. По-моему, это очень опасная тенденция — судить гражданских активистов и приговаривать их к лишению свободы только за то, что они участвуют в мирных протестах. Мы с ребятами это обсудили и решили, что было бы здорово устроить одиночные пикеты в его защиту. Многие захотели принять участие, но акция была назначена не на самый удачный день  — почти все разъехались. Поэтому в ней участвовало всего два человека.

 

 
 
 

 

 

— Что вас привело в Коми правозащитную комиссию «Мемориал»?

— Я про «Мемориал» узнала на вводном курсе по правам человека. Он проходил в Сыктывкаре в помещении «Кампуса», тогда это антикафе на улице Советской еще действовало. Мне очень понравился этот курс, и я вступила в организацию, которая его проводила. Проекты, которые мы делаем, может быть, напрямую и не связаны с «Мемориалом», но мемориальцы нам очень помогают.  

— Последний вопрос. В советской время разного рода общественная деятельность называлась «общественной нагрузкой». Вы сами участие в этих проектах ощущаете как нагрузку?

— Пожалуй, что нет. Мне очень нравится делать что-то подобное. Когда мы с Алиной организовывали фестиваль на Коммунистической улице, у нас была очень напряженная неделя. А сейчас мне кажется, что у меня какие-то слишком спокойные дни. Мне приятно, когда много дел, нужно звонить, договариваться. Главное — потом видеть, что у тебя что-то получилось. Это здорово!