Президент России Владимир Путин подписал закон, ограничивающий число наблюдателей от партий и кандидатов на избирательных участках. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации, сообщило «РБК».

Подписанный главой государства документ вступил в силу 15 февраля 2016 года.

Согласно документу, назначить в каждую комиссию теперь можно будет не более двух наблюдателей от кандидата или партии. Они смогут смотреть за голосованием и подсчетом голосов по очереди. Один и тот же человек может быть назначен наблюдателем только в одну комиссию.

Партии, другие общественные объединения и кандидаты за три дня до даты голосования будут обязаны направлять в избирательные комиссии списки своих наблюдателей. До этого по закону количество наблюдателей от кандидата или партии не было ограничено и не предусматривало уведомлений.

Соответствующие поправки в законодательство предложил председатель Конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин. 25 января профильный комитет Госдумы их одобрил.

Редакция «7x7» попросила прокомментировать этот закон экспертов из нескольких регионов.

 

Дина Григорьева, межрегинальный координатор «Голоса» по Северо-Западному федеральному округу и Санкт-Петербургу (координатор «Голоса» по Марий Эл в избирательной кампании 2015 года):

— Не думаю, что сильно повлияет. Возможно, партии будут более качественно подходить к этому вопросу. Если же нет, то количество наблюдателей на участках уменьшится. С другой стороны, многие партии будут искать другие способы осуществлять наблюдение. Например, не успевшим будут делать статус СМИ. На СМИ пока ограничений нет.

 

Галина Патрушева, заместитель председателя ЦИК Марий Эл:

— Никак не повлияет. Наблюдатели будут присутствовать на выборах. Как это может повлиять? Речь не идет о лишении права направлять наблюдателей. Произойдет лишь уменьшение их количества. Это делается с целью создать условия для работы избирательных комиссий, так как при том количестве партий и кандидатов, которое может быть представлено на парламентских выборах, избирательные комиссии могут оказаться в очень сложных условиях.

 

Тамара Макарова, член Территориальной избирательной комиссии Сосногорска (Коми):

— Когда в очередной раз изменяется законодательство о выборах, надо искать, кому это нужно? Ведь и раньше было ограничение: за процессом выборов одновременно может следить не более одного наблюдателя от кандидата или партии. К примеру, один наблюдатель наблюдает в помещении участковой избирательной комиссии, второй — поехал на выездное голосование по квартирам, а третий отдыхает. Я думаю, ограничения для наблюдателей ввели, чтобы им было проще противодействовать. К примеру, если раньше отстраненного наблюдателя можно было перенаправить на другой участок (а как правило, отстраняют самых дотошных, глазастых и обученных), а на его место прислать другого, то теперь это будет невозможно. Пока суд разберется (если вообще разберется), «мешал» ли наблюдатель комиссии, выборы закончатся. А если заранее заявленный наблюдатель заболеет? Или его задержит полицейский по дороге на участок? Выборы останутся без наблюдения? 

Лично для меня понятно: ограничения вводят там, где есть что прятать и скрывать. Если их усиливают, значит, у власти совсем плохи дела. Она боится.

 

Дмитрий Митюшев, председатель избирательной комиссии Коми:

— Определенность всегда лучше. Будет два человека, и у всех будет представление, кто будет наблюдать. Если говорить фактически, у партий и кандидатов не было возможностей назначать более двух кандидатов. Людей не было. Теперь два человека. И это никоим образом не ограничивает права на наблюдение, и они спокойно смогут подменять друг друга.

Денис Шадрин, эксперт движения «Голос» (Кировская область):
— На самом деле ограничение количества наблюдателей, направляемых на УИК, не повлияет на контроль за процессом голосования, так как обычно на участке присутствовал один наблюдатель, которого в течение дня голосования необходимости менять не было, бывали случаи удаления наблюдателя в этом случае направлялся на участок другой наблюдатель.

Ключевым нововведением является введение «крепостного права» для наблюдателей. Теперь партия или кандидат должны минимум за три дня до выборов подать списки наблюдателей в территориальную избирательную комиссию, указать ФИО, паспортные данные и конкретный избирательный участок, на котором будет наблюдатель. Помимо того, что поправки сильно усложняют работу штабов, они позволяют заранее определить, на каких УИКах будет минимальный контроль за процессом голосования. Поэтому нововведения в избирательное законодательство только снизят доверие к результатам выборов.

 

Владимир Михайлов, депутат Костромской областной Думы, соучредитель региональной общественной организации «Избиратели за честные выборы»:

— Я считаю, что для организации честных выборов наблюдение на избирательных участках необходимо. Что касается назначения не более двух наблюдателей в комиссию от каждого кандидата или партии, то я не вижу проблемы в этом вопросе. Очевидно, это делается для того, чтобы избежать столпотворения на избирательных участках. Если на участке 20 кандидатов и каждый выдвинет по два наблюдателя — это уже достаточно много. Куда еще больше? Толпа может осложнить работу избирательных комиссий. А вот вопрос о направлении списков наблюдателей в комиссии за три дня до даты голосования, на мой взгляд, требует внимательного изучения. Почему именно за три дня, а не за два и не за один? Не будет ли на наблюдателей оказываться давление со стороны различных политических сил, если их имена заранее станут известны? Этот вопрос нужно обязательно изучить.

 

Роман Рябинцев, председатель Костромского отделения Русского географического общества:

— Избиратели всегда хотят, чтобы выборы проходили честно и достойно, чтобы все кандидаты и политические партии имели равные права и возможности. Я могу сказать, что система оповещения и распространения информации в избирательных комиссиях очень хорошо отлажена, там все четко и отрегулировано. Иногда возникает вопрос политического заказа в конкретных ситуациях, но в целом система работает нормально.

Общественная организация «Наблюдатели Петербурга», организующая наблюдательные миссии на выборах в России и за рубежом, прокомментировала вступивший в силу закон на своей странице в Facebook:

«Конечно, мы не можем не приветствовать защиту прав наблюдателей, закрепленную в законе, и считаем неоправданным их уменьшение. Но богатый опыт наблюдения на выборах подсказывает нам, что важно не столько то, что прописано в законе, сколько то, как он применяется на практике. Пока не разработаны подзаконные акты, а они, как известно, нередко искажают до неузнаваемости суть федеральных законов. Подождем окончательных формулировок. И правоприменительной практики».

Координатор «Наблюдателей Петербурга» Татьяна Колесова в беседе с корреспондентом «7x7» добавила:

— С моей точки зрения, этот закон может стать как непреодолимым барьером, так и стимулом не только преодолеть это ограничение, но и стимулом поменять общественно-политическую систему таким образом, чтобы подобные законы не появлялись больше. Если посмотреть по последним выборам, то трехдневный срок сильно усложняет координацию наблюдений. Но может быть, это поможет нам собраться. На участках вне Москвы редко бывает больше двух наблюдателей от кандидатов. Предположу, что это ограничение будет больше всего заметно именно в столице.

 

Также развернутый комментарий для «7x7» по поводу изменения в законе дал координатор Воронежского отделения движения в защиту прав избирателей «Голос» Илья Сиволдаев.

Изменения избирательного законодательства несут больше негатива, чем позитива, так как исходят из создания удобств для избиркомов, а не для наблюдателей.

Федеральный закон РФ от 15 февраля 2016 г. № 29-ФЗ предусмотрел пять основных новаций в избирательном законодательстве:

1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз.

Раньше ограничений по количеству замен не было.

2. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума — в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

Раньше требования сообщать о наблюдателях заблаговременно не было.

3. Наблюдатель вправе производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Ранее возможность фото- и (или) видеосъемки регламентировалась инструкцией ЦИК РФ.

4. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.

Ранее срок доступа на избирательный участок не оговаривался и наблюдать за работой комиссии можно было и все время.

5. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство РФ о выборах и референдумах, и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

Ранее отстранение и удаление осуществлялось в административном порядке, и данное решение можно было обжаловать в суде.

Данные изменения, с одной стороны, создают большую правовую определенность, что само по себе позитивно. Но с другой стороны, ограничения по количеству замен членов комиссий с совещательным голосом и количеству наблюдателей и невозможность их перемещать на другие участки создают препятствия в осуществлении наблюдения. Часто бывает, что человек, который собирался наблюдать, заболевает и ему требуется замена, теперь это невозможно. Предварительное уведомление обычно мотивируют тем, что надо проверить — нет ли ограничений для участия гражданина в наблюдении, на самом деле такие ограничения можно выявить мгновенно и не требуется три дня для проверки личности наблюдателя. Эти три дня могут быть использованы для его нейтрализации…

Проведение фото- или видеосъемки с определенного места также создает существенные препятствия в осуществлении наблюдения, так как съемка должна производиться в том месте, где совершается правонарушение, а съемка издалека не дает возможности получить четкое изображение.

Удаление, отстранение по решению суда — мера необходимая, но с точки зрения Кодекса административного судопроизводства РФ четко не прописанная, и само участие в судебном процессе в зале суда приведет к тому, что наблюдатель или член комиссии вынуждены будут покинуть избирательный участок. Считаю, что такой судебный процесс должен проходить на самом избирательном участке в форме выездного судебного заседания.

 

Виталий Аверин, координатор региональной сети движения в защиту прав избирателей «Голос»:

— Наиболее одиозным положением в этом законе я все же считаю не ограничение до двух человек допустимого количества наблюдателей от кандидата или партии, а то, что теперь партии и кандидаты будут обязаны направлять уведомления в избирательные комиссии о назначении наблюдателей за три дня до дня голосования. Не секрет, что набор в наблюдатели, как в партиях, так и в самих наблюдательских движениях, ведется до самого дня голосования. За день до дня голосования распределяются избирательные участки. Сами наблюдатели, как правило, направляются на избирательные участки в день голосования, и избирательные комиссии ранее не имели возможности владеть этой информацией, что было бы странно, т.к. следует признать, что наблюдательский корпус выполняет функции общественного надзора за работой избирательных комиссий. Теперь у них такая возможность появится. Поэтому безусловно это никак не может расцениваться иначе, как удар под дых всему наблюдательскому движению. 

Но в законе есть и другие новеллы, на которые тоже стоило бы обратить внимание. А в них есть свои плюсы и минусы в плане реализации целей и задач общественного (и не только общественного) наблюдения на выборах.
 

Предлагается предусмотренный в законе о выборах депутатов Госдумы судебный порядок удаления наблюдателей (и отстранения от работы членов комиссий) распространить на все уровни выборов. Конечно, стоило бы вообще убрать положение, позволяющее удаление наблюдателей, как лишнее и чрезмерное. Но введение судебного порядка удаления наблюдателей, как единственно возможного — это, на мой взгляд, безусловно есть плюс.Правда, нужно оговориться, что порядок этот в законе прописан плохо. На сегодняшний день он еще не апробирован в реальной электоральной практике. Сама процедура нуждается в более детальном описании, и есть вероятность, что суды в массовом порядке будут удовлетворять обращения избиркомов. Попросту говоря, «штамповать» их.    

То, что в соответствии с еще одной поправкой право на проведение фото- и видеосъемки за избирательными процедурами будет закреплено и за наблюдателями, тоже несомненный позитивный момент. До недавнего времени (до принятия закона о выборах депутатов Госдумы в новой редакции) это право было закреплено: на уровне закона - за представителями СМИ, на уровне подзаконных актов - за наблюдателями. Теперь предусмотренное законом о выборах депутатов Госдумы, но еще не апробированное в правоприменительной практике установление предлагается распространить на все уровни выборов. Но есть в этой бочке мёда серьезная ложка дёгтя: наблюдатели смогут осуществлять фото- и видеосъемку только с места, определенного председателем участковой избирательной комиссии и только при условии предварительного уведомления об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии). Более того, схожее требование об уведомлении касается и представителей СМИ, но оно, правда, уже и так содержится в законе о СМИ. 

Есть в этом законе и другие безусловные положительные места: положения, гарантирующие лицам, указанным в пункта 3 статьи 30 (кандидатам, доверенным лицам, уполномоченным представителям, наблюдателям, представителям СМИ, иностранным наблюдателям), свободный доступ в помещение для голосования за час до начала голосования и на подсчет. В свое время наблюдательское сообщество настаивало на том, чтобы нормы о доступе наблюдателей в помещение для голосования были конкретизированы. Известно, с какими препятствиями иногда сталкиваются наблюдатели, когда хотят попасть в УИК, в помещение для голосования до голосования или во время подсчета. Вопрос только, насколько они будут работать в реальной практике. Российские выборы знают случаи, когда удалению из помещения для голосования подвергались своенравные члены избирательных комиссий.

В конечном итоге, я не сомневаюсь, что наблюдатели смогут разрешить возникшие трудности и воспользоваться представившимися возможностями. Ибо голос правды не заткнешь.