Исполняющая обязанности министра образования и молодежной политики Коми Светлана Моисеева-Архипова на брифинге 15 января представила свою версию развития событий истории с «сожженными» книгами в Воркутинском горно-экономическом колледже, пишет «КомиОнлайн».

 

 

По ее словам, в министерство поступило письмо от аппарата полномочного представителя президента по Северо-Западу, в котором запрашивалась информация об использовании в библиотеках республики книг, выпущенных при поддержке Фонда Сороса. Рекомендовалось их изъять из фондов (и.о. министра дважды подчеркнула, что это была именно просьба, а не поручение) в связи с тем, что «издания формируют искаженное представление об отечественной истории, чуждое российской идеологии и установке».

Региональное министерство написало в образовательные организации Коми с просьбой провести ревизию, а если книги найдутся, то изъять их. Из воркутинского колледжа пришло ответное письмо с «буквально несколькими строчками» — да, такая литература имеется: книга «Мировоззрение» Дэвида Гудинга в 53 экземплярах. Книги были списаны. Также издания были обнаружены в Ухтинском государственном техническом университете, в Воркутинском политехническом техникуме и ряде других библиотек, неподведомственных Минобразу. Министерство отчиталось о проделанной работе в правительство Коми.

— Никаких глаголов [«сожжены»] не было. Готовится к списанию, списано. Приложением шел перечень книг, готовящихся к списанию. Все. Точка, — рассказала С. Моисеева-Архипова.

 

 
 
 

 

После этого интернет-журнал «7x7» направил в Минобраз запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. В официальном ответе говорилось, что книги в воркутинском колледже были действительно обнаружены (названия и количество экземпляров совпадают) и сожжены. Редакция «7x7» приложила скан ответа от министерства, в котором есть фраза «В ГПОУ „Воркутинский горно-экономический колледж“ выявленная литература изъята и уничтожена путем сожжения». Всего 53 книги.

В других материалах издания прикреплен скриншот почты главного редактора портала Максима Полякова, в котором видно, что 13 января 2015 года письмо с ответом на запрос пришло с официального электронного адреса отдела профессионального образования и науки министерства.

Тем не менее С. Моисеева-Архипова заявила, что размещенная информация не соответствует действительности.

— Я данного письма не подписывала. На каком уровне произошел сбой передачи информации… Внутренний это уровень, еще какой-то. Сейчас ведется дополнительное служебное расследование и устанавливается вся цепочка. Я никаких претензий не предъявляю, прежде всего интернет-журналу «7x7», — отметила и. о. министра.

Она также сказала, что был сделан дополнительный запрос в воркутинский колледж, в ответ на который было заявлено, что книги не сжигались, а были изъяты, находятся в книгохранилище, к которому не имеют доступ пользователи.

Корреспондент «КомиОнлайна» попросила и. о. министра предоставить доказательства того, что в редакцию «7x7» отправлялось не то письмо, которое в итоге, по версии министерства, было опубликовано на сайте.

— Это технические вопросы, я сейчас, естественно, сделать этого не смогу. На самом деле документы есть. Подлинник документа, который я подписала, есть. Копия у меня снята. Причем это очень близко к тому, что было опубликовано. В моем документе слова «сожжены» нет. Я подписывала именно этот документ, а что было отправлено и получено, как это выложено, я не могу предъявить никакие претензии, я не знаю, — ответила С. Моисеева-Архипова, добавив, что в ведомстве сейчас нет секретаря, а сама она ежедневно подписывает огромное количество документов.

 

 

По словам чиновницы, на данной стадии внутреннего расследования было обнаружено, что в почте сотрудника, который сейчас занимается взаимодействием со СМИ, письма в редакцию «7x7» нет. Доказательств этого предоставлено не было.

Что дальше будет с изъятыми в колледже книгами, неизвестно. В конце брифинга С. Моисеева-Архипова заявила, что выступает против сожжения художественной литературы, а также учебных изданий, которые имеют пользу для читателей.

При этом тональность заявлений, которые сделала и.о. министра в СМИ до брифинга, кардинально отличаются от того, что она сказала журналистам при встрече. Сегодня утром, в 8:11, на сайте БНК появилась статья с комментариями госпожи Моисеевой-Архиповой. В беседе с журналистом информационного агентства она допустила, что письмо — это подделка, назвала ситуацию провокацией, направленной против нее (Моисеева-Архипова осталась единственной в кабинете министров Коми с приставкой «и.о.»), а также назвала звонок корреспондента «7x7» в библиотеку Воркутинского горно-экономического колледжа «провокационным». Более того, она утверждает, что звонивший якобы представился уполномоченным представителем министерства образования и науки Российской Федерации:

— Извольте, дескать, доложить, вот было распоряжение, вы его выполнили или нет? — цитирует слова Моисеевой-Архиповой БНК.

— Это наглая ложь. Когда корреспондент «7x7» звонил в библиотеку колледжа, я находился в одном с ним кабинете. Он представился сотрудником редакции. Удивляет в этой ситуации то, что журналисты проправительственного издания БНК, получив комментарий Моисеевой-Архиповой об этом, не позвонили ни корреспонденту «7x7», ни главному редактору, чтобы прояснить этот момент, — рассказал главный редактор «7x7» Максим Поляков.

Светлана Моисеева-Архипова несколько раз подчеркнула во время брифинга и после него, что вчера не общалась с журналистами, так как ждала результатов проверки. Это не совсем правда, так как и.о. министра вчера говорила с корреспондентами «Дождя». Также Моисеева-Архипова отказала в комментарии и главному редактору «7x7» Максиму Полякову, который вчера звонил ей на сотовый телефон. Поэтому редакция интернет-журнала получила разъяснения от сотрудницы министерства Ольги Журавлевой, которая признала, что информация о сожжении книг действительно поступала от воркутинского колледжа.

После брифинга Моисеева-Архипова в шутку упрекнула главного редактора «7x7» в том, что этот звонок госпоже Журавлевой, которая находится в положении, чуть не спровоцировал преждевременные роды. А еще она заявила, что редакции не нужно было ориентироваться на письмо из Минобраза, а нужно было прийти и «по-людски поговорить». Поэтому она обиделась на «7x7». Публикуем запись беседы с и.о. министра.

 

За полчаса до начала брифинга корреспондент «7x7», который находился у крыльца Минобраза Коми, стал свидетелем такой сцены. Из здания вышла заплаканная беременная девушка, которая по телефону рассказывала о том, что сейчас на нее хотят «повесить всех собак» и что она написала то, что ей сказали написать. У «7x7» нет подтверждения, была ли это Ольга Журавлева.

Редакция «7x7» публикует два документа: официальный ответ Минобраза Коми, полученный интернет-журналом с ящика министерства, и ответ без слов о сожжении, который сегодня на брифинге продемонстрировала госпожа Моисеева-Архипова. Найдите 10 отличий.

Ответ Минобраза Коми, отправленный «7х7» из официального ящика.

 

Документ, который продемонстрировала Моисеева-Архипова на брифинге

 

Письмо из Воркутинского горно-экономического колледжа Минобразу Коми