Информация об изменениях в конфессиональной иерархии мусульман России появилась накануне. Председатель Центрального духовного управления мусульман России, шейх уль-ислам Талгат Таджуддин во время выступления в Блогаре (Татарстан) признался, что каждый день ему приходится совершать так много дел, что порой «нет времени даже отдохнуть, перекусить». Он сообщил, что собираетя передать должность верховного муфтия председателю Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтию Камилю Самигуллину.

Официальное вступление в должность Самигуллина произойдет 4 мая 2016 года в Уфе во время съезда Центрального духовного управления мусульман России, на котором соберутся представители Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

Ожидается, что в Уфе Таджуддин передаст другую часть своих полномочий — председателя ЦДУМ России родному сыну Мухаммаду Таджуддинову (он сейчас занимает пост руководителя администрации управления).

Камиль Самигуллин — уроженец Республики Марий Эл. Он родился 22 марта 1985 года в пос. Красногорский Звениговского района. В 2000 году окончил 9 классов в Волжске и поступил в казанское медресе. В 2003–2007 гг. обучался в Турции в медресе при мечети «Исмаил ага» (Стамбул). По словам председателя духовного управления мусульман Марий Эл, муфтия Фануса Салимгареева, к которому «7x7» обратился за комментариями, после возвращения из Турции, Камиль Самигуллин проходил практику в Марий Эл. После этого начался период его деятельности вне духовного управления мусульман республики:

Что еще известно о Камиле Самигуллине?

Он является членом международной мусульманской организации Всемирный Совет мусульманских ученых. Он — самый молодой муфтий в истории Татарстана. Участвовал в выборах в Общественную палату России. Известен резким высказыванием против карикатур на пророка Мухаммада, назвал их «ударом по всему человечеству, и в первую очередь по Исламу». Свободно владеет арабским, турецким, старотатарским языками. Хобби: книги, изучение старотатарского богословского наследия. Муфтий Татарстана известен в молодежной среде мусульман под интернет-никнеймом «Абу Ахмад Казани». По словам самого Камиля хазрата Самигуллина, он лично ведет свои странички в социальных сетях «Инстаграм» и «Твиттер». При этом он попросил удалить свою фан-группу из сайта «ВКонтакте».

Статья, посвященная Камилю Самигуллину в «Википедии», упоминает и о критическом отношении к ряду его действий и высказываний. Так, по мнению исламоведа Алексея Малашенко (Московский Центр Карнеги), муфтий Камиль Самигуллин настроен на диалог с различными религиозными течениями ислама, в частности, «он несколько раз, скажем, „мягко“ отзывался о „Хизб ут-Тахрир“ [признана террористической организацией и запрещена в России]».

Заявление Самигуллина о том, что «нельзя одевать штаны стоя», его высказывание о том, что хиджабы должны носить учащиеся светских учебных заведений, включая маленьких девочек, стали причиной заявления директора Института истории Академии наук Республики Татарстан Рафаэля Хакимова о том, что «татарские имамы пребывают в Средневековье, привезенном из самых отсталых стран», и о том, что «религиозные деятели и государственные мужи иногда забывают, что в России и Татарстане существуют Конституция и светское законодательство».

Исламовед Раис Сулейманов проанализировал издательскую деятельность, которая преподносится как вершина успеха работы Камиля Самигуллина, и пришел к выводу, что подавляющее большинство выпущенных брошюр и книг представляют собой не новинки, а просто переиздания уже ранее и порой неоднократно выпущенных изданий, оригинальная ценность чего не так велика: «При этом на всю эту деятельность, на создание многочисленных сайтов, выделены огромные деньги от местных властей, однако отдача оказывается слабой», — полагает Раис Сулейманов.

Также бытует мнение, что, став муфтием, Камиль Самигуллин занялся укреплением позиций турецкого фундаменталистского джамаата «Исмаил ага» в Татарстане, ввел в Совет улемов и структуры Духовного управления мусульман Республики Татарстан ваххабитов.