Сведениями о том, что коммунистическая партия может инициировать принятие законопроекта о порядке использования электронного голосования на выборах, располагает «Независимая газета», опубликовавшая их в материале о ходе судебного заседания в Верховном суде республики. Как известно, на нем рассматривается иск одного из кандидатов на недавних выборах главы региона, коммуниста Сергея Мамаева, о признании итогов, подведенных республиканской ЦИК, недействительными. Представители истца заявляют о массовых нарушениях в период, предшествующий дню голосования, во время выборов и называют факты, свидетельствующие о нарушениях процедуры подведения итогов выборов.

По словам представителей КПРФ, сейчас порядок электронного голосования регулируется лишь постановлением Центризбиркома. Оно напоминает обычную инструкцию, содержащую информацию технического характера, но не рассматривающую обеспечение прозрачности процедур электронного голосования. Коммунисты изучили документы, представленные в суд ответчиком — республиканской Центральной избирательной комиссией — и пришли к выводу о возможности манипулирования результатами электронного голосования при помощи КЭГов (комплексов электронного голосования). В частности, выяснилось, что отданный компьютеру голос потом невозможно ничем подтвердить или опровергнуть, а фактическое отсутствие данных о погашении так называемых карт доступа, бумажных карточек со штрих-кодом, дающих возможность проголосовать на электронном сенсорном устройстве, можно также трактовать как неограниченную законами и нормативно-правовыми актами вероятность использования тех из них карт, которые не были выданы избирателям. Другими словами, коммунисты полагают, что оставшиеся незадействованными карты доступа (как и всюду, на участках, оборудованных КЭГами, явка избирателей не превысила 50%) могли быть использованы по усмотрению организаторов выборов. Глава юридической службы КПРФ, депутат Государственной Думы Вадим Соловьев настаивает на том, чти именно КЭГи создают возможность для манипуляций:

— Республике было выделено конкретное количество бюллетеней. Однако те, кто проголосовал по КЭГам, не использовали их. То есть бюллетени должны были остаться, но их нет. Значит, их вбросили за нужного кандидата.

Поправки, которые готовят представители КПРФ, должны, по их мнению, лишить ЦИК возможности нормативного регулирования КЭГов.

— Мы пропишем на законодательном уровне, как обращаться с этой технологией, как избежать фальсификаций и как обеспечить последующую проверку поданных голосов. Уже в ближайшее время внесем этот документ на рассмотрение Госдумы, — сообщил Вадим Соловьев.

Комплексы электронного голосования применялись на 38 из 112 участковых комиссий на территории Йошкар-Олы. Проанализировавшие итоговые протоколы с этих участков юристы компартии пришли к выводу, что невозможно понять, сколько человек проголосовало на участках с КЭГами, сколько карт доступа для голосования было погашено.