Вторая встреча фестиваля вновь началась с фильма. На этот раз показывали документальную работу «Новый русский дизайн» — о российской школе дизайна. Кино посвящено людям, занимающимся графическим дизайном, их образованию и работе. Авторы картины попытались понять, существует ли школа дизайна в России, и пришли к выводу, что сейчас профильное образование в нашей стране не предполагает самостоятельности, а «вдалбливает» определенные знания. Русская школа дизайна, на их взгляд, — это в большей мере то, что приходит из-за рубежа и становится нашим.

 

 

После показа перед гостями выступил основатель дизайн-студии «Estrorama» Андрей Будько. По его мнению, слово «дизайн» в России имеет негативную коннотацию:

— Я родился в Волгограде. В нем мало визуальных вещей, на которых можно построить свой культурный код, там к дизайнерам относились как к полоумным художникам. Это неправильно, потому что слово дизайн — это значит «создавать». Дизайн не может выродиться в индустрию, пока это не станет престижным. Все культурное и элитарное не создает индустрию и производство, — рассказал Будько.

 

 

Поскольку фильм был посвящен главным образом графическому дизайну, лектор рассказал о предметном дизайне, который ставит своей целью выпускать тиражный продукт. В России, рассказал он, графический дизайн, используемый для оформления городского пространства, уже вышел в индустрию и это «достаточно коммерческая история».

— Мир вещей гораздо больше, чем мир графики, и, к сожалению, если мир графики стал коммерческим, мир предметов, выпускаемых в России, еще не дошел до индустрии. Должно пройти какое-то время.

Этому, по мнению Будько, предшествовала определенная проблема — долгое время покупатель не мог «голосовать рублем».

— Если продукт — это то, что можно придумать, произвести и продать, то в СССР со времен НЭПа с «продать» было очень туго, потому что была статья и это запрещено законом. Таким образом, люди не могли голосовать рублем за индивидуальные идеи. Вот вы придумали глиняный горшок, и я придумал глиняный горшок. У меня он плохой, у вас хороший — у вас его покупают, а у меня нет. И я пойду заниматься чем-то другим. В России это было невозможно долгое время, потому что у производства был единственный заказчик — государство.

Сейчас же проблема уже в другом, продолжил он.

 — Если каждый из нас сейчас придумает по табуретке и передаст заводу по производству деревянных изделий, то окажется, что мы там не нужны. Не потому, что табуретки плохие, а потому, что, с точки зрения индустрии, сейчас на каждый вложенный рубль дизайнера производство вкладывает тысячу рублей. И непонятно: нужно или не нужно? Есть дизайнеры, но непонятно, где и что производить.

В этой ситуации лектор посоветовал начинающим дизайнерам пройти путь от идеи до производства какого-либо продукта самостоятельно.

 — Я стараюсь ездить по России, чтобы понимать, что такое русский дизайн. Я уже был в Сыктывкаре и ребятам показал мое любимое место, это этнографический музей, он дико крутой. Это классический краеведческий музей, в котором все показано через историю семьи. Там очень правильная подача, и это, наверное, лучший региональный музей. Там простая концепция — все показано через историю пары. Они знакомятся, женятся, строят дом, рожают детей, умирают и весь быт показан через эту историю. Это очень круто!

Также Будько посоветовал использовать соцсети и медиа, чтобы увлечь людей своей идеей.

  — Сейчас время соцсетей, время пиара. Проблема не в том, что мы сами что-то не сделаем и не осилим, а в том, что никто не верит, что это будет хорошо. Делайте веселые проекты, не надо сразу пытаться брать большую задачу,  — заключил он.

 

 

 

Сегодня же, в заключительный день фестиваля, в 16:00 в Центре досуга и кино "Октябрь", после 10 минутного ролика, состоится лекция Владимира Злоказова - архитектора, автора проекта «Живые улицы» в Екатеринбурге и популяризатора велодвижения.