Заседание Верховного Суда Марий Эл в четверг началось с объявления председательствующего Виталия Батрухина о продолжении исследования доказательств, представленных участвующими в деле сторонами. В первую очередь суду предстоит исследовать доказательства, предоставленные стороной, инициировавшей разбирательство. Исследование началось с сопоставления данных заверенных копий протоколов, представленных наблюдателями, находившимися на участковых избирательных комиссиях в день голосования представителю истца. До перерыва на обед были исследованы 14 таких документов. Данные, зафиксированные на них, не соответствовали данным, внесенным в итоговые протоколы УИКов по различным параметрам. Если обобщить, то в целом получится две группы несоответствия, которые дали представителям истца повод усомниться в итоговом результате выборов. Первая из них касается вероятного переписывания результатов в той или иной участковой избирательной комиссии в пользу того или иного кандидата. Вторая затрагивала соотношение так называемых логических данных, не влияющих напрямую на результаты голосования, но, очевидно, свидетельствующих, по мнению истца, о возможных манипуляциях с избирательными бюллетенями или вполне заурядной невнимательности членов УИК.

Практически все рассмотренные случаи, по каждой из участковых комиссий, представители ЦИК Марий Эл признали не влияющими на результат голосования: те копии протоколов, где речь шла о переписывании результатов, они признали недействительными — отсутствовали все необходимые подписи, нумерация, даты, время выдачи заверенной копии опережало время составления оригинала протокола. Последнее, по словам представителя ответчика Марата Газизова, нарушает установленный законом порядок, когда заверенные копии протокола выдаются лишь после заполнения и подписания оригинала. Тем не менее ряд таких заверенных копий представители ЦИК признали верными. Таковыми оказались большинство копий с несоответствующими логическими данными, не повлиявшими, по словам ответчика, на результат выборов.

Многочисленные же ошибки в заполнении заверенных копий, в том числе и признанные избиркомом, Марат Газизов объяснил давлением со стороны наблюдателей, торопивших членов УИК, «так как им нужно было скорее уезжать домой, отчитываться, получать бонусы»… Такую информацию председательствующий счел излишней и попросил стороны воздержаться от нескончаемых вопросов друг другу. Это произошло в тот момент, когда представитель Сергея Мамаева Сергей Савченко среагировал на высказывание представителя ЦИК и напомнил о том, что получение заверенных копий протоколов — неотъемлемое право наблюдателей, присутствующих на выборах.

Среди заслуживающих внимание подробностей о подведении итогов голосования можно привести комментарий Марата Газизова к истории, произошедшей на избирательном участке № 326:

Итоги голосования там оформлены путем использования технических средств, программы Microsoft Excel. После подведения итогов председатель выявила ошибку. Однако копии протоколов уже были выданы наблюдателем. Этот случай представитель ЦИК назвал технической ошибкой.

Исследование доказательств продолжится в Верховном Суде Марий Эл в 14:00. На очереди — сопоставление данных заверенных копий протоколов с данными оригинала, а также распечаток ГАС «Выборы» еще по семи участковым избирательным комиссиям.