— 10 января 2016 года заканчиваются три года декретного отпуска по уходу за детьми. Моим младшим детям, близнецам, сейчас по два года и девять месяцев, — рассказывает жительница Йошкар-Олы Екатерина Серебрякова. — 14 августа в управлении образования Йошкар-Олы мне стало известно, что льготная очередь на получение мест в детском саду, в которой я состояла, как многодетная мать (старший ребенок Екатерины учится в школе), закончилась для меня ничем — мест нет.

Очевидно, ожидание Екатерины рискнуло затянуться на непредвиденное время — четкой процедуры, устанавливающей понятные горожанам правила получения мест в детских садах, в столице республики нет. Именно поэтому йошкаролинка решила добиться справедливости через суд. В результате состоялось несколько судебных заседаний, на которых стороны — мать детей-близнецов, почти достигших трехлетнего возраста, — и управление образования Йошкар-Олы были близки к мировому соглашению.

— Мне предложили места в детском саду в Савино. Для меня это — противоположный конец города, — рассказывает Екатерина. — Возить детей из Тарханово туда было бы нереально сложно. Я отказалась от этого варианта. К тому же мне стало известно, что в течение августа-сентября в детских садах, расположенных поблизости от моего дома, появились свободные места, которые были каким-то образом распределены.

Мировое соглашение не состоялось, а решение городского суда, вынесенное 9 октября, было в пользу Екатерины Серебряковой. Суд обязал управление образования Йошкар-Олы предоставить жительнице города места в детском саду для двух ее детей до 1 января 2016 года. Это решение пока еще не вступило в законную силу.

Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл Ирина Татаринова, поддержавшая требования заявительницы, отмечает, что Екатерина Серебрякова, несмотря на свой статус многодетной матери (это льготная категория, обеспечивающаяся местами в особом порядке; по крайней мере, так должно быть), даже не ставила в суде вопрос о своем преимущественном праве, а лишь настаивала на выполнении указа президента страны о стопроцентной доступности мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет.

— Екатерина Серебрякова сделала все от нее зависящее, чтобы получить путевку в детский сад, — полагает Ирина Татаринова. — Она заблаговременно встала на учет, а в 2015 году задала вопрос о возможности получения путевки до достижения трех лет. Получила при этом отказ…

Уполномоченный по правам человека в Марий Эл отмечает непрозрачность системы учета детей и постановки их в очередь на получение мест в детском саду именно в Йошкар-Оле:

— Эти процедуры не регламентированы во многом. Например, в заявлении на получение путевок родители должны отметить желаемую дату зачисления ребенка и желаемый, расположенный неподалеку от места проживания детский сад. Существует ли такая практика в столице республики? Очевидно, нет. В других муниципальных районах республики подобная регламентация действует.

Совершенно непонятно, как Екатерину ставили в льготную очередь: в ее деле значится, что документы сданы в феврале 2013 года, а в журнале учета обращений управления образования стоит отметка — август 2013 года, без ее подписи.  

Частный случай во многом типичен для Йошкар-Олы, считает Ирина Татаринова. Смысл получения путевки в детский сад сводится к следующему: горожане либо вынуждены брать ее, вне зависимости от доступности детского садика, либо пытаться поменяться детскими садами, не устраивающими их местом расположения, с другими родителями. По сути, это также говорит о качестве работы чиновников.

— В конце концов все это приводит к тому, что большое число путевок в детские сады возвращается в ведение управления образования. И как они распространяются вновь — совершенно непонятно, — отмечает уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл. — Родителей не уведомляют о процессе формирования детских садов, о появлении мест. При этом существуют четкие правила постановки детей дошкольного возраста на учет, рекомендованные Министерством образования и науки России. В частности, там говорится о желательности установления четкого периода комплектования детских садов, например, с 1 апреля по 31 августа… На несоответствие этих процедур именно в Йошкар-Оле недавно обратила внимание прокуратура.