Основное судебное заседание по заявлению члена ЦИК Марий Эл с правом совещательного голоса Антона Долгих об отмене регистрации Леонида Маркелова в качестве кандидата на пост главы Марий Эл началось в 14 часов и продлилось до 18-ти. Долгих заявил отвод суду, представители прокуратуры и ЦИК Марий Эл посчитали, что оснований для отвода нет. Судья удалился для вынесения определения и через полчаса вынес его: в ходатайстве заявителя отказать. 

В ходе заседания, заявитель обратил внимание на следующую ситуацию: связанную с ролью в процессе представителя ЦИК Марий Эл Марата Газизова. Антон Долгих также высказал мнение, что позиция представителя избиркома далека от беспристрастной, нейтральной и больше похожа на позицию представителя кандидата на пост главы Марий Эл. Напомним, что участие в процессе доверенного лица Леонида Маркелова было исключено судом по причине отсутствия доверенности на участие в судебном заседании. В течение четырех часов доверенность так и не была выписана, поэтому доверенное лицо лишь присутствовало в зале, не играя никакой роли в процессе. 

Антон Долгих тем временем продолжал перечислять странности, сопутствующие заседанию в Верховном суде Марий Эл: его удивил тот факт, что, по сути, незаинтересованная сторона этого судебного заседания, избирком, представила в суде возражение на поступившее заявление.

— Сторонами по делу являются истец и ответчик. Даже прокуратура не направляла суду возражения, — возмущался заявитель.

Тем временем судья обнародовал данные по поводу даты поступления заявления:

— Не 7, а 8 сентября поступило. Задержалось из-за недочетов.

Далее выяснилось, что недочетом было не указание представителя ЦИК Марий Эл в качестве участника заседания. По мнению Антона Долгих, ЦИК Марий Эл не является заинтересованным лицом в данном процессе, а неуказание избиркома в заявлении не являлось нарушением установленных норм подачи документов в суд. Тем не менее заявитель пошел навстречу требованию суда и включил в новый вариант заявления упоминание о представителях Центральной избирательной комиссии Марий Эл. 

В ходе проведения заседания в зал дважды вносились какие-то папки  — это поступали новые документы, подготовленные ответчиком. Среди них было и недавнее письмо жителей деревни Шимшурга. Судья зачитал его.

Антон Долгих выступил с возражением о приобщении поступивших материалов к делу. Особо он остановился на письме из Шимшурги:

— В документах суда, полученных перед предварительным заседанием, все стороны извещаются о том, что до 7:30 10 сентября, то есть сегодня, до начала заседания, должны предоставить суду все документы и материалы, которые считают нужным приобщить к делу. В ином случае дело будет рассматриваться с имеющимися в распоряжении суда документами. А лист бумаги, на котором написано обращение жителей Шимшурги, — никем не подписан. Неизвестно, находится ли он в открытом доступе. Решения схода или собрания граждан должны быть оформлены в установленном законом порядке.

Представитель ЦИК, опрошенный судьей по поводу приобщения поступивших документов, высказался за, прокурор посчитал лишним приобщение письма жителей Шимшурги. Судья же принял решение о приобщении всех документов.

Суть обвинения Леонида Маркелова в подкупе избирателей, во время встречи с жителями Шимшурги, в произнесенных временно исполняющим обязанности главы Марий Эл фразах:

«А когда это Маркелов говорил — и три года вы ждали? Это вы Казанкова можете всю жизнь ждать, а я сам к вам приезжаю и вам делаю. Вы просили меня вот этот ФАП? Нет, я вам сам подарил его. Вы просили дорогу? — Нет. Я вам сделал»; «Кто хочет корову? Подарим завтра по одной корове» и «Ямы засыпем, сделаем  до конца сентября, щебнем закатаем, на следующий год положим асфальт».

Суд вновь просмотрел знаменитую видеозапись, ее полную версию, длящуюся 14 минут.

 

 

Позиция ЦИК Марий Эл, озвучиваемая в суде сотрудником аппарата избиркома Маратом Газизовым: заявление необоснованное, не подлежащее удовлетворению.

Дальнейший ход заседания в Верховном суде Марий Эл был связан с исследованием вопроса о том, в каких ипостасях существует «Леонид Маркелов»:

— Физическое лицо, гражданин Российской Федерации, человек, Леонид Игоревич Маркелов является одновременно и исполняющим обязанности главы Марий Эл, и председателем правительства, и кандидатом на пост главы республики, — повторил свое утреннее утверждение Антон Долгих. Одновременно это заявление являлось констатацией факта и предложением суду обратить внимание на взаимосвязь вещей:

— Этот факт настолько очевиден для меня, — удивлялся неочевидности его для противоположной стороны заявитель. — Во время исполнения Леонидом Маркеловым своих обязанностей руководителя региона статус кандидата не приостанавливается и не прекращается.

Высказался заявитель и по поводу возражения, представленного суду:

— Никакого заседания ЦИК по данному факту не было, а документ, который они назвали «возражения», подписан председателем ЦИК Марий Эл Николаем Клементьевым. Я убежден, что он выступает как представитель Леонида Маркелова. Среди полномочий ЦИК нет функции представлять интересы кандидатов. Я считаю, что возражения, представленные ЦИК Марий Эл, выражают личную позицию Николая Клементьева. Они не выражают мою позицию, как члена ЦИК с совещательным правом голоса, не выражают позицию как минимум еще одного члена ЦИК — с правом решающего голоса. 

Представитель ЦИК Марий Эл Марат Газизов отметил, что одно из главных полномочий избиркома — осуществление избирательных прав граждан:

— Когда отменяется регистрация кандидата, он может претендовать на такую же защиту, поскольку снятие его с выборов лишает часть избирателей возможности проголосовать за этого кандидата.

Вновь представитель избиркома, возражая заявителю, сослался на нормы законодательства, не запрещающие кандидату исполнять свои прямые обязанности, например, председателя и главы региона, поскольку в деле управления важна непрерывность процесса. 

Другие доводы представителя ЦИК Марий Эл: «Фраза о Казанкове правового значения не имеет»; «факт подкупа в виде предоставления подарка — построенного фельдшерско-акушерского пункта — ФАП подарить нельзя»; «подкупа на видеозаписи не было, не прозвучало ни одного призыва голосовать за кандидата»; «употребление фразы "после выборов" не может носить агитационного характера».

 

 

После этого заявитель предложил представителю избиркома ответить на ряд вопросов. Вот некоторые из них: «Является ли Леонид Маркелов кандидатом на пост главы Марий Эл?», «Является ли Леонид Маркелов кандидатом на пост главы Марий Эл во время своей рабочей поездки в качестве председателя правительства?», «Имеет ли право кандидат на пост главы Марий Эл обещать избирателям материальные блага?», «Когда председатель правительства Маркелов ездит с рабочими поездками, где находится кандидат Маркелов?».

На некоторые вопросы представитель ЦИК ответил однозначно, и ответ устроил заявителя. Однако, по словам Антона Долгих, несколько раз обращавшегося к судье с просьбой защитить свои процессуальные права, часть ответов была неполной и не соответствующей сути задаваемых вопросов. Закончился диалог двух представителей избиркома просьбой заявителя объявить замечание своему визави, поскольку при ответе на последний вопрос тот (по мнению Антона Долгих) затронул честь, достоинство и деловую репутацию другого кандидата.  

Прения сторон начались с заключения прокурора. Он сообщил, что визит Леонида Маркелова в Шимшургу, как выяснилось в ходе проверки прокуратуры, был деловой поездкой. Предвыборная агитация во время открытия ФАПа не производилась.

Взявший слово Антон Долгих коснулся в своем выступлении позиции прокурора:

— Как следует из вашего заключения, визит носил рабочий характер. А вот то, что происходило в ходе рабочего мероприятия? В определенный момент рабочая встреча превратилась во встречу с избирателями, — отметил он. — Если бы подобное произошло при участии любого другого кандидата, а особенно — Мамаева, чьи интересы представляю я, позиция ЦИК и прокуратуры изменилась бы на противоположную, — предположил Долгих. 

— Я убедительно прошу вас, — обратился заявитель к судье, — в интересах государственной власти Республики Марий Эл, в интересах народа Российской Федерации, являющегося единственным источником власти в стране — это тот случай, когда произошедшему может быть дана справедливая оценка, а у вас есть шанс проявить себя судьей с большой буквы…

Слово взял представитель ЦИК Марий Эл. Марат Газизов отметил еще раз, что в ходе встречи в Шимшурге не прозвучало ни одного агитационного призыва. Также он подчеркнул, что нигде не прозвучала мысль о наличии зависимости между имевшим место событием и результатом выборов в республике. Вернулся Марат Газизов и к мысли о том, что отмена регистрации Леонида Маркелова могла бы привести к нарушению прав избирателей, из числа тех, кто мог бы проголосовать за него.

Через полчаса после завершения прений сторон судья Герман Попов объявил решение: в удовлетворении заявления Антона Долгих об отмене регистрации кандидата на пост главы Марий Эл Леонида Маркелова — отказать. Письменное решение суда стороны получат завтра в полдень. Это не позволит защите вовремя отправить апелляцию в Верховный суд России, однако заявитель подтвердил намерение добиваться отмены решения суда первой инстанции.