Напомним, что 29 марта 2014 года на площади Ноготкова-Оболенского Йошкар-Олы состоялся митинг, посвященный состоянию дорог в городе. В нем приняли участие около 300 человек. В конце мероприятия 60-летний пенсионер из Медведево Евгений Шевелев высказал свое мнение о городских дорогах и ответственных за их состояние должностных лицах.

После этого глава региона Леонид Маркелов подал в суд на Шевелева; суд признал его виновным по статье 128.1 Уголовного кодекса («Клевета»). Чиновник посчитал высказывание Шевелева «Как воры в законе ставят своего смотрящего за г. Йошкар-Ола, так и воры над законом поставили своего смотрящего Маркелова со своими подручными, распилят они наш бюджет и наплевать им на нас» ложным, оно порочило его честь и достоинство, а также подрывало его репутацию как главы региона.

Эксперт, проводивший лингвистическую экспертизу, пришел к выводу, что слово «смотрящий», которое произнес на митинге пенсионер, имеет отрицательную окраску, из-за чего работа Маркелова была приравнена к криминальной. А свидетели оценили высказывания обвиняемого как порочящие честь и достоинство чиновника.

В итоге 26 ноября 2014 года суд оштрафовал Шевелева на 20 тысяч рублей.

В своей апелляционной жалобе пенсионер указал, что свидетели не являлись специалистами в области лингвистики и филологии. Они не могли оценить его высказывания как порочащие. Не мог, по мнению Евгения Шевелева, это делать и эксперт-лингвист, поскольку анализ порочащего характера сведений является оценкой юридической, которую может дать только суд.

Шевелев также указал на то, что слово «смотрящий», согласно толковому словарю, не содержит негативной окраски и криминального смысла, в связи с чем оно не может быть расценено как порочащее.

Йошкар-Олинский городской суд оставил приговор без изменения, а Верховный Суд региона принял постановление об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в суде кассационной инстанции.

По мнению юриста Центра защиты прав СМИ Светланы Кузевановой, нарушение статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «выразилось в непропорциональном преследуемой цели вмешательстве в гарантированное этой статьей право на свободу выражения мнения Евгения Шевелева».

В жалобе, направленной в Европейский суд по правам человека, Светлана Кузеванова указывает, что вмешательство было предусмотрено законом, а именно частью 2 статьи 128.1 Уголовного кодекса, и формально преследовало законную цель — защиту чести, достоинства и деловой репутации главы Марий Эл Леонида Маркелова. Вмешательство в свободу выражения мнения не было «необходимым в демократическом обществе» по следующим основаниям:

«Национальные суды ошибочно расценили высказывание Шевелева как порочащее честь и достоинство потерпевшего, не предприняв попытки разграничить понятия оценочного суждения и утверждения о фактах. Очевидно, что спорное высказывание не может быть проверено на соответствие действительности, поскольку является выражением его субъективного мнения.

Помимо этого, потерпевший Маркелов является публичной фигурой — главой Республики Марий Эл. Следовательно, национальные суды должны были учитывать, что, будучи объектом общественного внимания в отношении своей профессиональной деятельности, Маркелов был обязан демонстрировать большую терпимость к критике в рамках дискуссии по общественно-значимому вопросу, высказывания заявителя не касались вопросов его частной жизни».

— Сам факт уголовного преследования и наличия судимости за высказанное мнение является чрезмерным, не отвечающим международным стандартам, и представляет собой непропорциональное вмешательство в право на свободу распространения информации и свободу выражения мнения, — считает Светлана Кузеванова.