Музей Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества открылся 17 мая в Никольском храме села Саметь, на родине прославленной доярки и председателя колхоза «XII Октябрь» Прасковьи Малининой.

Открытие музея стало частью программы научной конференции «Взгляд на Восток. К проблемам историко-философской мысли», которая прошла в рамках Романовского фестиваля в Костроме.

Фестиваль призван способствовать восстановлению исторической преемственности, обращению к тем символам и урокам прошлого, которые призывают россиян к единению перед лицом возникающих трудностей. Другой задачей фестиваля является актуализация культурного наследия, накопленного в эпоху царствования династии Романовых.

Музей, открывшийся в храме во имя святителя Николая в селе Саметь Костромской области, посвящен истории паломничества в Святую Землю, а также памяти династии Романовых.

—  Многие экспонаты, представленные в музее, привезли паломники из Святой Земли: крест, воду Иордана, ладан. В нашем храме присутствуют эти частички, эти символы, дорогие для сердца каждого христианина, поэтому каждый, кто посещает храм, может прикоснуться к этим святыням. Сегодня в нашем храме праздник, потому что великие святыни  мощи святых преподобномучениц Елизаветы (великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве), и Варвары присутствуют сегодня у нас. Они приняли мученическую смерть во время гонений на Церковь Божию в 1918 году. Близ Алапаевска большевики сбросили их в шахту вместе с князьями Романовыми, — рассказал на церемонии открытия музея настоятель храма протоиерей Дмитрий Сазонов, возглавляющий региональное отделение Императорского Православного Палестинского Общества.

Он отметил, что одними из самых значимых и почитаемых экспонатов стали иерусалимский лик улыбающейся Богоматери, привезенная с Афона частица пояса Пресвятой Богородицы, копия мироточивой иконы страстотерпца Николая II и Евангелие, напечатанное во времена императрицы Анны Иоанновны в 1730 году.

— У нас также есть Псалтирь и Цветная Триодь 1770 года. Эти книги — свидетели эпохи, свидетели Слова Божия на нашей, костромской земле. Я верю и надеюсь, что каждый из вас найдет в музее дорогие для себя вещи, и хочу поделиться этой радостью с вами, — обратился священник к прихожанам.

Участники церемонии открытия музея передали настоятелю на хранение старинный ключ, найденный местными жителями в ограде Никольского храма села Николо-Ширь Парфеньевского района Костромской области.

Храм до сих пор не действует, он находится в руинированном состоянии, поэтому мы передаем вам этот ключ на хранение в надежде на то, что рано или поздно храм в селе Николо-Ширь будет восстановлен, и тогда музей Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества возвратит реликвию, и мы откроем этим ключом двери возрожденного храма, — сказали гости.

Настоятель поблагодарил за переданную реликвию и с большим трепетом положил ключ в одну из витрин музейной коллекции.

В заключение протоиерей Дмитрий Сазонов рассказал историю древнего храма, в котором был открыт необычный музей.

В писцовых книгах Никольская церковь, при которой имелся погост, упоминается в XVII веке.

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз «12 Октябрь», возглавляемый легендарной дояркой Прасковьей Андреевной Малининой — дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Именно благодаря ей церковь в селе не была закрыта.

 В 1946 году было вынесено решение о закрытии храма. И отстоял этот храм один человек  Прасковья Андреевна Малинина. Простая колхозница, женщина без высшего образования, не побоялась и пришла к руководителям государства, в Совет по делам Русской Православной Церкви и свидетельствовала перед сильными мира сего так, что они изменили свое решение. Уже была подписана бумага о закрытии храма, а по просьбе Прасковьи Андреевны эту бумагу аннулировали. И в 1946 году храм вновь открылся. Человек один пошел и вымолил этот храм. Я считаю, что наш долг  не быть людьми безгласными и неумелыми. Не быть теми, которые сами себе придумали отговорку, что они чего-то не могут, — сказал настоятель.

После смерти Прасковьи Малининой ее прах был упокоен на погосте близ Никольской церкви. Памятник ей до сих пор находится внутри церковной ограды, а на мраморной плите лежат живые цветы.