Начальник управления федеральной службы исполнения наказания России по Коми Александр Протопопов переходит работать в центральный аппарат ведомства на должность временно исполняющего обязанности заместителя директора ФСИН России.

По информации пресс-службы УФСИН России по Коми, Александр Протопопов командирован в федеральную службу исполнения наказаний с 25 марта. В Коми исполнять обязанности начальника УФСИН России по республике, также временно, будет заместитель Протопопова Александр Матвеенко.

Редакция «7x7» опросила членов Общественной наблюдательной комиссии региона, которые часто сотрудничают с представителями уголовно-исправительной системы и ее руководителем. Все они довольно высоко оценили итоги работы Протопопова.

Николай Збаражский, председатель ОНК Коми третьего созыва:

Работу Александра Протопопова я оцениваю положительно, контактировали мы с ним с самого первого созыва комиссии. В плане работы с общественностью структура УФСИН при нем была открытой. С другой стороны, мы имели возможность доступа внутрь этой системы, могли видеть изменения, сами призывать к переменам. Так что все было в этих направлениях позитивно. В целом, система УФСИН в Коми действительно реформировалась и изменялась в лучшую сторону, в отличие от других регионов. И даже по свидетельству самих лиц, содержащихся в колониях республики, у нас довольно либеральные условия. Изменения коснулись материальной базы, ее удалось существенно улучшить, чтобы она соответствовала стандартам. Понятно, что многое осталось несделанным, но тот, кто понимает проблемы, также и понимает, что сразу все не изменить. И это не вина Протопопова, а издержки системы.

Игорь Сажин, член ОНК Коми, председатель КПК «Мемориал»:

Очень жаль, что уезжает. Работа с ним была довольно конструктивная. Человек не боялся общественности, коммуницировал со всеми. Чувствовал за собой силу, уверенность. Человек, который реально болел за службу, а не решал свои частные проблемы, как это делают многие. Умел работать с кадрами, реально подбирал людей, которые выполняли работу. Довольно жесток был с теми, кто откровенно заваливал работу. Очень хотел знать, что происходит на местах, и не боялся контактировать с общественниками. Он легко реагировал на предложения. Например, по поводу применения видеорегистратора. То, что они стали использоваться очень активно, это его заслуга в том числе. Он легко шел на эксперименты. Так называемая талонная система, когда заключенный получает талон после своей жалобы, запустилась и сняла многие проблемы. Конечно, не скажу, что мы сразу порешали все-все проблемы, но это человек, с которым можно было работать, который не трясся за честь мундира, его интересовало прежде всего дело. При этом он не превращался в какого-то идола, а просто работал на результат.

Алевтина Патрушева, член ОНК Коми, председатель «Совета матерей в защиту задержанных, подследственных и осужденных»:

Мы очень быстро нашли общий язык. Всегда могли легко попасть к нему на прием, никогда он нам не отказывал. При нем появились дни открытых дверей в колониях. И об этом ему говорили мы в том числе, что такие дни проводятся в других регионах. Главное, нам, «Совету матерей», разрешили их посещать, до этого в колонии был доступ только членам ОНК. Но ведь не все представители совета являются таковыми. Мы стали больше видеть. Он и его заместитель лично рассматривали острые частные случаи, которые мы озвучивали на личных приемах. На мой взгляд, Александр Протопопов проделал здесь большую работу. Не знаю, кто сейчас будет вместо него, но его заместитель Александр Матвеенко  человек слова и дела.

Информационное агентство «КомиОнлайн», в свою очередь, напомнило, чем отличился А. Протопопов во время несения службы в Коми.

В Коми появилась сеть социальных магазинов «Краюшка». С 2010 года в них продавались продукты для незащищенных слоев населения. Всего в Коми в 2013 году работало десять таких магазинов, однако один из них закрылся, не выдержав конкуренции. Руководство ведомства заявляло, что хотело разнообразить продукцию, предлагаемую в магазинах, пригласив сторонних производителей. Удалось ли это сделать, неизвестно.

Значительно сократилось количество колоний-поселений. Точно известно о закрытии пяти. Еще минимум одну КП-№47 в Мозындоре — собирались закрыть. Колонию №51 в Емве хотят перепрофилировать, сделав из нее поселение, писал «Комиинформ». Закрытие колоний-поселений происходит по разным причинам, но в основном из-за их незаполненности, нерентабельности производства, ветхости и отсутствия инфраструктуры.

Ведомство разработало законопроект о квотах для трудоустройства бывших осужденных. Это произошло в 2013 году. Госсовет Коми в 2015 году внес его на рассмотрение в Госдуму. Актуальность законопроекта авторы объясняют тем, что в стране «наблюдается сложная ситуация в части решения вопросов трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание». Они ссылаются на данные МВД Коми, согласно которым ранее судимыми лицами совершается более 35,9% преступлений. Причинами сложившейся ситуации в первую очередь являются сложности с трудоустройством.

Колонии в Коми снизили производство товаров. В 2013 году стоимость товаров и услуг, произведенных и оказанных ведомством, сократилось с почти 574 до 508 миллионов рублей. Это связано с тем, что количество осужденных, выходящих на оплачиваемые работы, также снизилось (с 2384 до 2090 человек), как и общее количество отбывающих наказание. Таким образом, из-за либерализации уголовного законодательства и последовавшего сокращения людских ресурсов уменьшились и объемы производства. Если говорить о лесопромышленном комплексе, то при лимите наполнения в 5670 мест фактическая численность в колониях-поселениях составила 1418 человек (или 25% от максимального количества).

ГУФСИН по Коми провело несколько экспериментов. Например, в Жешарте в 2013 году на местное предприятие были устроены заключенные, несмотря на недовольство по этому поводу населения. В 2015 году руководство посчитало, что эксперимент прошел успешно налоги в местную казну увеличились, осужденные смогли быстрее расплатиться долгами, само производство стабилизировалось. А. Протопопов предложил распространить опыт на все муниципалитеты республики и в будущем вообще избавиться от колоний-поселений, заменив их учреждениями открытого типа, чьи обитатели смогут работать в разных районах.

Еще одна инновация селить осужденных за терроризм отдельно от остальных заключенных. Специальные камерные помещения были созданы в колонии №31 в Микуни. По мнению А. Протопопова, эксперимент покажет, можно ли таким способом остановить распространение экстремистских идей среди заключенных.

Осужденные Коми создали несколько объектов искусства. Сначала в Сыктывкаре в апреле 2013 года появился памятник Стефану Пермскому авторства осужденного Андрея Галушкина, он был установлен у Стефановского собора. В мае 2014 года там же был установлен памятник святым Петру и Февронии, созданный тем же человеком.