Представители мурманских экологических организаций подняли вопрос о сбросе отходов горнодобычи во фьорд неподалеку от границы с Россией. Сейчас норвежская компания Nussir, добывающая медь, отправляет хвостовые остатки от обогащения руды в акваторию Реппарфьорда. Специалисты предприятия утверждают, что отходы опускаются на дно, не образуя взвеси в водной толще, что ограничивает рассеивание мелких частиц, а также расползание самого донного отвала. Кроме рудника Nussir в Реппарфьорде на западе Финнмарка на восточном побережье Баренцева моря работает железорудная компания Sуdvaranger, которая давно уже ссыпает хвосты в Бёкфьорд, который расположен недалеко от Мурманской области.

Норвежские предприятия имеют разрешения на сброс промышленных отходов во фьорды, в которых обитает семга. Эти места, по мнению министерства окружающей среды королевства, должны иметь особый охранный статус из-за своего значения для дикой семги.

У экологов нет границ. Нам не нравятся промышленные загрязнения ни в России, ни в Норвегии. Наши коллеги из Норвежского общества охраны природы ведут целую кампанию против открытия площадок сброса отходов во фьорды. «Кольский экологический центр» также участвовал в одной из акций. Для нас этот вопрос также актуален. Например, в Кировске (Мурманская область) прошли слушания, на которых разрешили увеличить дамбу и продолжать сбрасывать рудные отходы в озеро, ставшее уже техническим водоемом. Обсуждать такие ситуации нужно на международном уровне, уверен экоактивист Виталий Серветник.

Экологи Норвегии и России объединились в борьбе за чистоту фьордов и направили обращения властям. Кроме того, российские правозащитники во время встречи общественников с представителями профильных министерств в Мурманске предложили обсудить эту проблему с коллегами из министерств Северных стран на заседании по «горячим точкам». Оно состоится в ближайший месяц в Мурманске или Нарьян-Маре.

Ситуацию в приграничной Норвегии собирались обсудить еще в прошлом году, но участникам встречи банально не хватило времени, сообщили в министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области.

«Горячими точками» принято называть места чрезвычайного загрязнения. В российских водах Баренцева моря их количество доходит до 40, но каждый год ситуация меняется: одни выбывают из списка, другие становятся кандидатами. Перечень составляют специалисты экологической финансовой корпорации Северных стран в рамках программы арктического мониторинга и оценки. Первый «топ горячих точек» появился в 2003 году.