В региональном штабе ОНФ решили подвести итоги мониторинга, проведенного в ходе экспертного опроса жителей. В ходе мониторинга активисты фронта посещали медицинские учреждения, в частности, Йошкар-Олы, где и имели возможность задать вопросы как посетителям, так и сотрудникам больниц и поликлиник.

Результаты опроса зачитала республиканский профсоюзный лидер, зампредседателя Государственного Собрания Марий Эл, а в структуре регионального ОНФ — руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» Ольга Цветкова. По данным, собранным активистами, выходит, что жители как минимум серьезно обеспокоены качеством предоставляемых медицинских услуг: 84% опрошенных отметили недостаточную укомплектованность учреждений здравоохранения квалифицированными врачами; 6% и вовсе настаивают на полной неукомлектованности. Среднего и младшего медперсонала в поликлиниках и больницах также не хватает, считают жители республики (отметили 72% опрошенных). Увеличение числа квалифицированных врачей отметили лишь 5% жителей, вступивших в контакт с активистами ОНФ. Следующий параметр, с высокой долей вероятности, учитывает мнения именно медицинских работников: лишь 10% из них отмечают повышение заработной платы для работников отрасли в регионе за счет повышения тарифной ставки. Большинство же опрошенных отмечает, что повышение зарплаты происходит по причине увеличения нагрузки (33%) и за счет различных доплат и надбавок (49%).

Первый заместитель министра здравоохранения Марий Эл Марина Панькова выступила с ответным словом. Оно получилось развернутым и содержало подробный отчет о деятельности системы здравоохранения в Марий Эл за последние годы.

Замминистра отметила несколько основных критериев, актуальных для отрасли в целом: смертность от болезней кровообращения в республике, оставаясь одной из главных причин, на порядок ниже, чем в среднем по России. По мнению Марины Паньковой — это хороший признак, так как региональные власти в течение последних лет целенаправленно развивают специализацию ряда учреждений именно на лечении сердечно-сосудистых заболеваний.

Улучшить качество медицинского обслуживания поможет система фельдшерско-акушерских пунктов — в Марий Эл они строятся в сельских населенных пунктах. Планируется, что в 2015 году будет построено и открыто 20 таких ФАПов.

Эти и некоторые другие позитивные изменения происходят, тем не менее, на фоне уменьшения количества населения республики. По последним официальным данным, в Марий Эл проживает 688,7 тыс. человек.

Демографическая ситуация серьезно беспокоит руководство минздрава: неуклонно снижается число граждан репродуктивного возраста — от 15 до 49 лет. Снижение настолько существенное, что уже в нынешнем году, по мнению Марины Паньковой, «рожать будет некому». Таким образом она подчеркивает, что республика вступает в «демографический провал».

Подобная ситуация волнует медиков еще и потому, что невысокие показатели рождаемости сказываются на количестве субсидий из федерального бюджета.

Средняя продолжительность жизни в Марий Эл — 70,8 лет, чуть ниже среднероссийского показателя, составляющего 71 год. При этом средняя продолжительность жизни мужчин составляет 62,8 года, а женщин — 75,6 лет.

Рождаемость в Марий Эл превышает смертность в течение нескольких последних лет. Сейчас показатели следующие: на тысячу человек приходится 14,67 рождений и 13,7 смертей.

Население старших возрастных групп в Марий Эл превышает 20%, поэтому республика относится к регионам со стареющим населением.

За пять лет в республике произошло существенное, почти на 20%, снижение смертности от болезней системы кровообращения. Это, как полагают в минздраве, — результат целенаправленной деятельности по созданию регионального центра лечения сосудистых заболеваний. Еще одна особенность и отличие ситуации в Марий Эл от общероссийской — у нас на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний в качестве причин смертности выступают несчастные случаи и травмы. Смертность от онкологических заболеваний — лишь третья причина.

Однако в Марий Эл наблюдается рост заболеваний органов дыхания и смертности от них. По мнению медиков, причина — в высокой численности курильщиков и злоупотребляющих алкоголем.

Интересные нюансы наблюдаются со статистикой смертности от онкологических заболеваний. По словам Марины Паньковой, показатель республики — 180,4 на 100 тыс. населения, мог бы быть ниже, если бы не особенности учета данных: несколько человек, скончавшихся за пределами Марий Эл, тем не менее имели прописку в республике, и именно это и послужило увеличению показателя смертности.

Социальные проблемы являются одной из причин смертности детей от 0 до 17 лет. Из 89 погибших в прошлом году детей — десять стали жертвами пожаров (оставлены родителями без присмотра), у восьми оказались «неблагополучные мамы».

Основная проблема лечения онкологических заболеваний — их позднее выявление. Минздрав Марий Эл, по словам Марины Паньковой, ставит амбициозную задачу добиться 53-процентного выявления новообразований на 1–2 стадиях, когда вероятность излечения близка к максимальной. Сейчас этот показатель составляет 41%.

В региональном министерстве здравоохранения, так или иначе, а учитывают медицинскую статистику, влияющую на губернаторский рейтинг. Так, Марина Панькова сообщила присутствующим о том, что показатель выявления туберкулеза среди детей положен в основу рейтинга губернаторов. Причем увеличение данного показателя в 16 раз медики расценивают следующим образом:

— Мы не подводим главу, — именно этой репликой Марина Панькова сопроводила данные об успехах в раннем выявлении туберкулеза.

Из рейтинга губернаторов исключена материнская смертность, но в нем учитывается младенческая смертность. В Марий Эл за последний год погибли во время родов две женщины. С младенческой смертностью, по выражению первого замминистра, республику лихорадит: высокий процент ее наблюдается в Сернурском и Мари-Турекском  районах. По этой причине — «Сернур практически без зарплаты остался».

Следует отметить, что в основном речь идет о гибели младенцев в возрасте до шести суток и весом до 500 г.

Ситуацию с улучшением показателей по смертности детей в республике связывают со строительством нового перинатального центра в Йошкар-Оле. Однако до 2018 года эта проблема не будет решена.

В Марий Эл показатель числа абортов выше, чем в среднем по России. Для борьбы с ними в минздраве ввели соответствующий показатель качества работы для акушеров-гинекологов: в оценке его деятельности учитывается, сколько женщин он смог уговорить отказаться от прерывания беременности. В среднем по республике такой показатель составляет 7%. Марина Панькова поделилась с активистами ОНФ интересной аналитикой: оказывается, абортов меньше в тех районах республики, где больше пьют (имеется в виду употребление алкоголя). Напротив, там, где более молодое население (вероятно, менее пьющее — первый замминистра не уточнила) — количество абортов возрастает.

По результатам диспансеризации жителей республики медики констатируют: 26,2% населения Марий Эл можно отнести к абсолютно здоровым людям. У 23% наблюдаются факторы риска, а более 50%  жителей — больные люди.

Обеспеченность врачами в Марий Эл, судя по выступлению Марины Паньковой, не такая уж и ужасающая, как свидетельствую результаты опросов активистов Общероссийского народного фронта. В частности, медицинскими сестрами в ряде муниципальных образований учреждения здравоохранения просто суперобеспечены: например, в Новом Торъяле на одного врача приходится шесть медсестер. Однако в Йошкар-Оле их действительно не достает. Причина, по мнению чиновницы минздрава, в оттоке медсестер в частные медицинские центры:

— Получают зарплату, 50–60 тысяч, отработали — никакой ответственности.

Марина Панькова не смогла удержаться от претензий в адрес частных клиник:

— При зарплате специалистов более 100 тысяч рублей у них показатель — 18 запущенных раков. Частная медицина не отвечает за последствия.

Кстати, средняя заработная плата в отрасли в республике по прошлогодним данным следующая:

Врачи получают 30,7 тыс. руб., средний медицинский персонал — 15,9 тыс., а медсестры — 10,4 тыс. руб.

Вернувшись к кадровой проблеме в медицинских учреждениях, первый замминистра здравоохранения обратила внимание присутствующих на ситуацию в республике: количества жителей районов бывает недостаточно для того, чтобы в центральной районной больнице появился какой-либо из врачей-специалистов:

— К примеру, Оршанский район. Население его — 11 тысяч. Вроде бы не хватает специалистов. Но они по существующим нормативам и не могут быть там. Например, уролог по нормативам полагается на 15 тысяч населения.