26 и 28 января Верховный суд Коми рассмотрел апелляционную жалобу адвокатов депутата Госсовета региона, гендиректора ОАО «Ухтанефтегазгеология», лидера азербайджанской общины Коми на решение Сыктывкарского горсуда от 24 декабря, который избрал для него меру пресечения в виде содержания под стражей на два месяца. Подобная жалоба рассматривалась в суде высшей инстанции, когда в октябре суд также назначил Акифу Саядову два месяца под арестом. И в этот раз решение не было изменено: депутат останется под стражей.

Фото Максима Полякова

Защитники вновь настаивали на смягчении меры пресечения, однако сумма предлагаемого залога удвоилась — с полутора до трех миллионов рублей. По их мнению, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.

Подозреваемый заявил, что своей вины ни по одному инкриминируемому эпизоду не признает. Онкобольной Акиф Саядов чувствует себя крайне плохо. В понедельник во время заседания несколько минут выступлений сторон он слушал, лежа на скамье с закрытыми глазами. Сегодня ему стало плохо, в связи с чем судье пришлось объявить перерыв.

— Меня хотят уничтожить, — заявил подозреваемый на заседании в понедельник. — Прокуратура и Следственный комитет не признают законов Российской Федерации, у них свои законы. Такого не было даже в 37 году… Я собираюсь умирать, в СИЗО это знают, и врачи знают. Убили бы меня просто — было бы лучше.

Сторона защиты пояснила, что в материалах дела есть документы московского «Европейского медицинского центра», характеризующие состояние здоровья Акифа Саядова. Подтвержден диагноз, расписан график обследований и лечения. Однако их суд первой инстанции проигнорировал, а следствие настояло на подтверждении диагноза.

В ходе прений сторона защиты настаивала на изменении меры пресечения на любую, не связанную с содержанием под стражей.

Адвокат Михаил Жилин говорил о том, что его подзащитный не несет никакой социальной опасности, характеризуется исключительно положительно, за него готовы поручиться представители исполнительной власти региона. Кроме того, по двум эпизодам ущерб он полностью возместил еще до возбуждения уголовного дела.

— Думаю, решение об обмене постановления сыктывкарского городского суда будет положительно воспринято жителями нашей республики. Наш народ — гуманный, — добавил защитник.

Адвокат Алексей Князев указал на противоречия в медицинских документах, представленных следствием суду. Один выдан в тюремной больнице. Второй — после обследования в Кировской областной больнице. В первом говорится о заболевании и необходимости обследования и дальнейшего лечения. Во втором — что ничего этого не требуется.

— Лечение, назначенное московским центром на ноябрь, он уже пропустил. Время шло, и только сейчас тюремная медицина приходит к тому, что его нужно лечить. Какие бы бумаги нам не сунули, от этого человек здоровее не станет… — подчеркнул Алексей Князев.

Прокурор, выступая в прениях, заявил, что оснований для отмены постановления суда первой инстанции нет.

— Прошу вас, Ваша честь, слушать сердце и следовать закону, — сказал Акиф Саядов в своем последнем слове. — Я никуда не собираюсь уезжать. Хочу вас только попросить о том, чтобы у меня появилась возможность продлить себе жизнь. Помогите, сделайте так, чтобы меня лечили, выберите любой путь, но чтобы мой внук потом не говорил о том, что его дедушка умер в СИЗО. А следователи пусть сколько угодно меня проверяют. Прошу, сделайте так, чтобы я умер спокойно, а не так мучительно.

В итоге Верховный суд Коми оставил решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Таким образом, Акиф Саядов пробудет под стражей до 27 февраля.

Напомним, в отношении бывшего гендиректора компании «Ухтанефтегазгеология» возбуждено уголовное дело по статье 160 УК РФ (присвоение вверенного имущества) и 174.1 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). Сейчас он находится в кировском СИЗО-1 и общается со участниками заседания по видеоконференцсвязи.

По данным следствия, при заключении договоров поставки и хранения оборудования для геологоразведочных работ он присвоил порядка 42 миллионов рублей компании, которые затем легализовал. «С января 2009 года по март 2013 года по указаниям гендиректора ему начислялась и выплачивалась заработная плата в период его поездок в Республику Азербайджан, которые осуществлялись в личных целях без оформления необходимых в данных случаях документов о командировках либо отпусках. Всего необоснованно руководителю было выплачено более 1,2 млн рублей, чем причинен имущественный ущерб предприятию на эту сумму», — сообщалось ранее в официальном пресс-релизе СУ СК России по Коми. Следствие продолжается.