Начнем с приятных для чиновников цифр. В Минстрое Марий Эл подвели итоги первого месяца сбора платежей за капремонт. Объявленный почти аврально, с 20 ноября, он длился всего 10 дней. Именно к 30 числу собственники должны были оплатить насчитанные им суммы — 4 руб. 20 коп. с квадратного метра жилой площади. Данные по сборам таковы: 15% в среднем по Марий Эл, а в Оршанском районе так и вовсе — 50%. В Йошкар-Оле собираемость за капремонт составила 18%, а в Юрино почти ничего не собрали. Чиновники отмечают достигнутый показатель как весьма неплохой, ссылаясь на опыт других регионов, где поначалу не набиралось и 10%.

Совершенно неожиданно, уже в ходе проведения кампании по сбору платежей выяснилось, что те собственники, чьи дома на общем собрании жильцов выбрали индивидуальную программу капремонта, связанную с открытием спецсчета, лишены возможности оплатить новый сбор без комиссии. Все остальные — те, кто в свое время «промолчал» или сознательно выбрал «общий котел», платят лишь проставленную в квитанции сумму.

Как такое получилось? А все очень просто — за участников «общего котла» — тех, кто согласился включиться в общереспубликанскую программу капитального ремонта, рассчитанную на ближайшие полвека, — проблемы решает региональный оператор — республиканский фонд капремонта. Он при поддержке и участии Минстроя заключил договоры с уполномоченными резидентами, по платежам за капремонт: банком «Йошкар-Ола», Сбербанком и Почтой России. Согласно договоренностям они получают комиссию в размере 1% от общей суммы поступлений со счетов регионального оператора. Причем это не те деньги, которые заплатили и заплатят собственники, а собственные средства фонда (из бюджета Марий Эл). Этих средств, учитывая текущее финансирование, хватает до конца марта. Так что до конца марта жители многоквартирных домов, выбравшие местом хранения своих средств на капитальный ремонт счета регионального оператора, могут спать спокойно.

Тех же, кто захотел большей свободы и независимости в распоряжении собственными средствами, ждал неприятный сюрприз. Вот как описывает ситуацию Анна Петровна, проживающая в доме, в котором создан ТСЖ:

— Пошла в банк, заплатить 140 рублей по квитанции за капремонт. А в банке мне говорят: «У вашего дома нет с нами договора на обслуживание без комиссии. Поэтому вам придется дополнительно заплатить 50 рублей».

Неизвестно, учитывают или нет в Минстрое Марий Эл статистику платежей по спецсчетам. Вполне возможно, чти их и не интересует этот вопрос — где тут уследишь, если по всей республике таких счетов наоткрывали более четырехсот.

А что ТСЖ и ЖСК, так боровшиеся за право открыть спецсчета? Между прочим, больше половины спецсчетов открыто жителями домов, находящихся на непосредственном управлении. Проблему печатания квитанций многие решили просто — либо заключили соглашение с комитетами по расчетам и платежам, заплатив 15 рублей за бланк, — около тысячи рублей с пятиэтажки. С банками сложнее, поскольку сумма, которую нужно будет платить за бескомиссионный сбор, может быть больше. Да и не решились многие председатели начинать переговоры с кредитными организациями. Кто может скоординировать действия всех владельцев спецсчетов, пока непонятно. Вроде бы и есть в республике организации, которые заявляли о своих претензиях на защиту интересов собственников, но пока они не спешат бросаться на помощь. В Минстрое же, очевидно, полагают, что наилучший способ защиты прав этой категории собственников — немедленное изменение способа накопления, перевод средств со спецсчета на счет регионального оператора. Процедура эта недолгая, может завершиться хоть за неделю, уверяют чиновники (к примеру, обратная процедура: «уйти» со счета регоператора и открыть спецсчет займет два года). Первый такой случай уже был. Быстро сориентировались в ситуации жители одного из домов на ул. Первомайской — в нем проживает известный активист защиты прав собственников Николай Кукарин. Наверное, он показал всем остальным пример правильного понимания ситуации: самостоятельность и независимость к черту не нужны, когда нет координации действий?