Сегодняшнее заседание Совета Сыктывкара, в повестке дня которого значилось всего четыре вопроса, началось со скандала. После голосования за повестку зал демонстративно покинули сначала депутаты от КПРФ Олег Михайлов и Наталья Лушкова. Затем за ними последовали члены депутатской группы ЛДПР Александр Эпштейн и Павел Ильясов. К ним присоединились независимые депутаты Николай Моисеев и Вельтер Вельсовский.

Фото Игоря Бобракова

В начале заседания коммунист Олег Михайлов предложил снять с повестки дня вопросы о введении на территории города налога на имущество физических лиц и об утверждении предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. По его мнению, их принятие значительно ухудшит положение горожан. Однако большинство депутатского корпуса депутата не поддержало, и тогда коммунисты в знак протеста покинули зал.

Затем выступил Александр Эпштейн, заявив, что оба эти вопроса не проработаны и ударят по народу, но, несмотря на это, будут приняты, поскольку большинство в Совете принадлежит «Единой России».

— Сегодня говорят о партийной дисциплине в «Единой России», — пояснил депутат. — Но это не партийная дисциплина, а партийное лицемерие. Мы принимаем решения с отрицательным уклоном. Но это неправильно, этого не должно быть. А мы приготовились голосовать «за».

Эпштейн попросил объявить пятиминутный перерыв для того, чтобы депутатская группа ЛДПР приняла единое решение по этим вопросам. Но и это предложение не встретило поддержки. Тогда народный избранник заявил, обращаясь к главе администрации Ивану Поздееву:

— Иван Александрович, когда вы будете докладывать в «желтый дом» [администрация главы и правительства Коми] о том, что депутаты Эпштейн и Ильясов ушли, пытаясь сорвать сессию, вы должны сказать: мы ушли не потому, что эти вопросы неправильные и не потому, что мы против. Вопросы правильные, и мы — «за». Но здесь имеет место геноцид партийного меньшинства. Вы рассчитываете на то, что 16 голосов все равно наберете.

После этих слов Николай Моисеев, Эпштейн и Ильясов ушли из зала заседаний.

Из двух вызвавших депутатский демарш вопросов самым спорным стал первый — о введении на территории города налога на имущество физических лиц. Администрация Сыктывкара предложила ввести ставку в размере 0,3% в отношении жилых домов, квартир, комнат, гаражей и машиномест, а также хозяйственных строений, если площадь каждого из них не превышает 50 квадратных метров и они расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Эта же ставка будет действовать и в отношении объектов незавершенного строительства, если по проекту значится возведение жилого дома и единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение.

Введение этого налога предусмотрено поправками в Налоговый кодекс РФ, внесенными 4 октября нынешнего года, а также принятым 27 октября республиканским законом «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения». Вот только ставка в размере 0,3%, согласно этим поправкам, является максимальной. В некоторых городах России ограничились 0,1%.

Заместитель главы администрации Сыктывкара Наталья Хозяинова, представляя проект решения о введении налога на имущество физических лиц, пояснила, что определиться со ставкой необходимо до 1 декабря, а само решение вступит в силу с 1 января 2015 года. Необходимость введения максимальной ставки налога на имущество физических лиц она объяснила некоторыми особенностями налогообложения в столице Коми, а также большим (до 30 процентов) количеством льготников. Она также честно призналась, что мэрия не успела проанализировать данные 150 тысяч налогоплательщиков Сыктывкара, а потому и предлагается принять ставку в 0,3%. По словам вице-мэра, эту ставку можно в любое время понизить, а вот поднять уже не получится.

Наталью Хозяинову поддержал и градоначальника столицы Коми Иван Поздеев, пообещав, что и после принятия ставки вопрос остается открытым.

— Мы сможем за шесть месяцев первого полугодия будущего года просчитать, что произойдет с этим налогом, — заявил мэр. — Куда он пойдет — к уменьшению или к увеличению. А оставив ставку 0,3, мы оставляем для обсуждения весь спектр. И не позднее августа 2015 года, все просчитав, сможем пересмотреть ставку и, возможно, оставить ее в размере 0,22 или 0,18%.

Единственный оставшийся в зале депутат от ЛДПР Андрей Кузнецов тут же поспешил сообщить, что рад тому, что не последовал за своими однопартийцами.

— Поступил по-государственному, — подбодрил его председатель Совета города Владимир Жариков.

— Сегодня я услышал в присутствии прессы обещание вернуться к этому вопросу, — продолжил Кузнецов. — Иван Александрович дал его как официальное лицо. И он уже не сможет сказать, что он так не говорил и так не обещал. Я все это видел и слышал, в отличие от своих коллег, которые ушли.

В поддержку максимальной ставки налога высказались «единороссы» Вадим Бербен, Галина Лапшина, Фаина Ипатова и Николай Сизев. В итоге документ был принят единогласно.