Сразу и не скажешь, кем он был больше — писателем, фотографом, альпинистом, путешественником, художником, медиком, политзаключенным? Еще — журналистом и коллекционером. Человек интересной и сложной судьбы: родился в 1918 г. в Николаеве. Отец — американский подданный, работавший на корабельной верфи. Родители эмигрировали, спасаясь от Гражданской войны, чуть позже расстались. Мать вышла замуж за представителя советского торгпредства в Германии. В 1932-м переехали на жительство в СССР. Репрессии 1930-х коснулись его отчима и братьев матери (позже он узнает, что все они были расстреляны). В 1941 году посадили в тюрьму и Генри Левенштейна (политическая, 58-ая статья). С 1945 года идет отсчет пребывания Левенштейна в Марийском крае: врачом он начал работать, находясь еще в статусе заключенного. Остался заведующим Юркинского врачебного участка и после окончания срока. Чуть позже женился, переехал в Йошкар-Олу.

Писательский талант, талант рассказчика в нем — наследственный. Хотя бы потому, что сестрой прабабушки Генри Левенштейна была автор «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Оказавшись на свободе, в качестве лектора общества «Знание» советский немец, бывший лагерный врач, политзек, объездил весь Советский Союз, побывал за рубежом, организовывал и принимал участие в экспедициях альпинистов, покорив Казбек, Эльбрус и пик Ленина. Типичный «шестидесятник».

Фото из архива семьи Левенштейн
Фото из книги «Тетерева — мои друзья»

В 1979 году он выходит на пенсию. С этого времени в Марий Эл (тогда еще Марийской АССР) появился писатель Левенштейн. Он писал, в частности, о фотоохоте («Тетерева — мои друзья»). Позже появились биографические: «Эти тяжелые 30-е годы», «За решеткой и колючей проволокой», «Марийский лесоповал». Воспоминания о значительной части жизни, в которой, несмотря на общий тяжелый подтекст, не все было так однозначно мрачно и безысходно.

   

С самого возникновения в Марий Эл регионального отделения общества «Мемориал» Генри Левенштейн принимал активное участие в его деятельности — наверное, уже одни книги с его рисунками наиболее ярко характеризуют просветительскую, направленную на сохранение исторической памяти сторону многогранного таланта известного йошкаролинца. Генри Левенштейн умер в октябре 2004 года в 86-летнем возрасте.

Человек, безусловно, известный и внесший значительный вклад в просветительскую деятельность (наверное, так можно обозначить его жизненную миссию), возможно, именно Генри Левенштейн мог стать одним из объектов увековечивания в Йошкар-Оле. Пока его имя увековечили российские немцы, удостоившие Генриха (именно так) Левенштейна звания «Имя народа». Те немцы, чей вклад в развитие неоценим, а значит, не должен быть забыт, с этого момента будут пополнять список, начало которому положил немец из Марий Эл.