Член военно-патриотического клуба «Белый Крест» (является частью «Панславянского Национального Добровольческого Отъединения, ПНДО) Евгений Филимонов 10 ноября осужден по трем статьям Уголовного кодекса РФ. Летом прошлого года он вместе с единомышленниками принял участие в нескольких драках с выходцами из Средней Азии.  По первоначальной версии следствия конфликт между мигрантами и местными жителями произошел на бытовой почве: Евгения Филимонова обвиняли в нанесении побоев (ст. 116 УК РФ). Однако потом добавили еще две статьи — хулиганство (ст. 213) и создание экстремистского сообщества (ст. 282). Правозащитники выдвигают версию, что дело могло быть сфабриковано. А суровый приговор нужен для того, чтобы подавить и обезглавить в Мурманске активность представителей крайне правых убеждений.

Фото с сайта vk.com

Члены «Белого Креста» никогда не скрывали своих националистических взглядов. В Мурманске они занимались организацией «Русских Маршей», «Русских Пробежек», митингов против гомосексуалистов, пикетов в память о героях-белогвардейцах. Всего в организации состояло около 20 человек.

Обвинению в суде удалось доказать, что драка с мигрантами летом 2013 года произошла из-за того, что активисты «Белого Креста» испытывали национальную и идеологическую нетерпимость по отношению к выходцам из Средней Азии.

Суд также настаивал на том, что непосредственное участие в конфликте помимо Евгения Филимонова принимал и руководитель Мурманского отделения «ПНДО» Александр Валов. Осенью 2014 года он, не дождавшись окончательного вынесения приговора, уехал в Украину. Сейчас он живет в Киеве и даже дает комментарии российским СМИ.

«Границу я пересек законно, через Беларусь. Вылетел из Минска и прилетел в аэропорт Борисполь близ Киева. С прошения о политическом убежище я и начал свое присутствие здесь. Минут 20 дружеской беседы с сотрудниками пограничной службы, и я оказался на территории Украины. Еще нигде не видел таких вежливых силовиков, как здесь — милицию, пограничников и так далее», — приводит речь Валова «Русская планета».

Фото Анатолия Копырина



В качестве наблюдателя на судебные заседания по делу Валова и Филимонова несколько раз присутствовала член регионального молодежного совета по правам человека Мурманской области Татьяна Кульбакина. Специально для «7х7» она прокомментировала ход процесса.

— Я была на суде, потому что меня, конечно, интересуют заседания, связанные со статьей 282 и которые проходят над националистами. Тем более что Валов — один из самых активных «правых» в городе, и важно следить за тем, как проходит дело в отношении него. Плюс нужно отслеживать и то, как строит дела Центр противодействия экстремизму, потому что антифашистов, да и любых гражданских активистов, они могут коснуться. Посещала я суд не так часто, раза три, кажется, но этого хватило, чтобы у меня сложилось свое впечатление. Во-первых, была видна связь между сотрудником ЦПЭ и судом. Он постоянно бывал в кабинете у судьи, приносил материалы дела даже. Наверное, это смутило меня больше всего. По словам Валова, на некоторых заседаниях сотрудник даже вставал и делал замечания по ходу процесса, хотя он фигурировал как свидетель, да и вообще так не делается. Вообще, я была удивлена, что Филимонова посадили, потому что в «Белом кресте» он и не особо активный был. Плюс он признал вину, и у него мама инвалид. Да и вообще сама статья 282 там шита белыми нитками. Все, за что реально могли судить, так это за драку. Человеку, который бил Валова, дали 10 000 рублей штрафа, а практически за то же самое Филимонову дали 2 года реального срока... Тут возникает вопрос в соразмерности наказаний. Но точно могу сказать, что ЦПЭ со своей задачей справился — «правой» активности в Мурманске практически не осталось. Не было «Русского Марша» в этом году, например. Хотя, возможно, это приведет только к радикализации националистического движения. А еще возникает вопрос «Кто следующий?», и мысли на эту тему у меня более чем тревожные.

Александр Валов прокомментировал вердикт суда у себя на странице «ВКонтакте»:

«Сегодня было оглашение приговора по делу «Белого Креста» в Мурманске. Со мной все понятно, я уехал за пределы Преисподней и нахожусь в розыске (федеральном или уже международном — товарищам майорам виднее). Сегодня оглашали приговор Евгению Филимонову. И знаете что?.. Никто не пришел его поддержать. У всех дела. У всех «крымнаш». Эпоха (весьма короткая) русского национализма в Мурманске закончилась. Настало время тотального затишья, трусости и скотства. Спасибо вам, соратники, за „поддержку“!».