Сегодня в Сыктывкаре десятки человек пришли к Мемориалу жертв политических репрессий на перекрестке улиц Кирова — Домны Каликовой, чтобы по традиции почтить память арестованных и невинно погибших в годы политрепрессий.

Фото Максима Полякова

Дату памяти — 30 октября — выбрали сами политзаключенные, узники мордовских и пермских лагерей в 1974 году. А в 89-ом прошлого столетия около трех тысяч человек со свечами организовали живую цепь вокруг здания КГБ СССР.

По официально опубликованным итогам, в России насчитывается 1 миллион 344 тысячи 923 арестованных и 681 тысяча 692 расстрелянных в годы репрессий. Историки называют несколько иные цифры: от 12 до 14 миллионов арестованных и не менее одного миллиона расстрелянных. Коми стала одним из основных регионов СССР, куда высылали на спецпоселения.

В этом году к мемориалу пришло примерно столько же сыктывкарцев, что и в прошлом, несмотря на весьма прохладную погоду. Большинство участников митинга — пожилые люди с красными гвоздиками и церковными свечами в руках. Однако пришли и школьники — ученики Русской гимназии, не первый год участвующие в памятной акции.

После обычной заупокойной литии, которую отслужил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, к микрофону вышел первый зампредседателя Госсовета Коми Валерий Марков.

— К сожалению, республика наша печально известна своими островками архипелага. Если обратиться хотя бы к стенам этой часовни, там прописаны те адреса и места, где был ГУЛАГ. Здесь уже перечисляли известные имена: и певица Русланова, и актер Дворжецкий. Это те, кто прошли ГУЛАГ в нашем крае, — отметил он. – Было и немало людей из творческой интеллигенции, руководства республики, простых жителей республики, которые тоже исчезли в этих лагерях.

 Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим вспомнил историю своей семьи:

— Мне рассказывали родители о деде, как с ним поступили, что в немецком концлагере приходилось убивать. Потом побои, снова концлагерь. Напоказ перед всеми заключенными избиения и так далее. А затем сталинские лагеря. Дед молчал всегда об этом, но если он кому-то что-то из родственников рассказывал, то они так же потом  страдали: им «пришивали» дела, которых они не совершали, или просто лишали веры определенной. Поэтому мы, внуки репрессированных, репрессированных священников и простых граждан, понимаем, как это болью отзывается в предках, — сказал Владыка.

В перерывах между выступлениями ведущие зачитывали стихи, в которых звучали минорные ноты, вспоминали печальные события 30-х годов ушедшего века. Некоторые пожилые люди реагировали на выступления эмоционально: опускали головы, смахивали слезы.

Председатель Совета Сыктывкара Владимир Жариков также поделился семейными воспоминаниями.

— Мой отчим был литовцем, и всю его семью расстреляли в 45-ом году. Он остался жив один, ему было всего три года. Остался жив только потому, что его закрыли родные люди своими телами. Его потом отправили в детские дома, он был в разных странах, в конце концов попал в Республику Коми, долгое время жил с нами и недавно умер. Реабилитирован был, и когда вспоминал эти события, конечно, у него были слезы, и он очень редко об этом говорил, — рассказал чиновник.

Выступающие на митинге по обыкновению много говорили о том, что это были печальные и черные страницы истории, и высказывали надежды, что такого в нашей стране не повторится никогда. Однако только председатель правления фонда «Покаяние», член правления международного общества «Мемориал» Михаил Рогачёв указал на неоднозначность событий, происходящих сегодня в стране, где столько ее жителей погибло в годы «большого террора». Сегодня в России вспоминают печальные и страшные страницы истории и в это же время намереваются через суд закрыть российский «Мемориал», занимающийся сохранением памяти о жертвах репрессий.

«7х7» полностью публикует расшифровку речи Михаила Рогачёва на митинге:

— Здравствуйте! Сегодня, в общем-то, уже сказали о том, что ровно 40 лет назад в этот знаменательный день политзэки мордовских и пермских лагерей впервые решили отмечать этот день как день политического заключенного в СССР. И 30 октября 74-го года Андрей Дмитриевич Сахаров провел в Москве пресс-конференцию о положении политзаключенных в тюрьмах и лагерях Советского Союза. И они этот день отмечали как День сопротивления и День уважения человеческого достоинства.  И только с 91-го года этот день был официально утвержден как День памяти жертв политических репрессий в СССР.

А в этом году еще и 25 лет «Мемориалу». Ровно 25 лет назад впервые тогда еще в Советском Союзе была создана общественная организация, снизу созданная, ставившая своей целью защиту прав человека и сбор сведений о жертвах политических репрессий в Советском Союзе. Ну и так уж получилось, что на 13 ноября этого года назначено слушание в Верховном суде по ходатайству прокуратуры о закрытии российского  общества «Мемориал». Вот такие у нас параллели и аналогии. Закрытие не как иностранного агента, даже до этого не дошло. Просто как неправильно работающего, не имеющего якобы отделений более чем в половине регионов Российской Федерации. Говоря формально, у нас тоже не филиал, а просто Общество «Мемориал». Не захотели ждать даже неделю. 19 ноября отчетно-перевыборная конференция «Мемориала», где можно было устранить эти новые претензии.

Чем это закончится — неизвестно, но такая у нас получается картина с сохранением памяти: с одной стороны, мы вот здесь собираемся 30 октября, мы правильно собираемся, 15 лет как у этого памятника — и число людей не уменьшается — чтобы помянуть людей родных, близких и всех, сгинувших в спецлагерях на поселениях, чтобы сказать, что это не должно повторяться ни в каком виде, ни в мягком, ни в жестком: сейчас популярно понятие «мягкие репрессии» — так называемые новые достижения политологии. С другой стороны, старейшая общественная организация, занимающаяся в России сохранением памяти жертвам политических репрессий, кстати говоря, не имеющая иностранного финансирования, если это, может быть, для кого-то важно, она вообще не имеет финансирования, оказывается под давлением. Поэтому, я думаю, что 30 октября — это не только напоминание для нас должно быть. Это не только день памяти, но и по-прежнему День сохранения человеческого достоинства тех, кто не хочет и не желает забывать свою историю и хотя бы пытается сделать из нее выводы. 

В конце митинга собравшиеся возложили цветы у памятного комплекса и уехали на поминальный обед, который прошел в Центре досуга и кино «Октябрь».