Сегодня поклонники и последователи Че Гевары по всему миру вспоминают о печальной дате — 47-й годовщине смерти своего героя. Имя Че надолго стало одним из символов Кубы. Однако среди кубинцев, за свободное будущее которых сражался легендарный аргентинец,  отношение к нему становится все более неоднозначным. Для многих людей Че — уже больше не символ борьбы за свободу, а террорист, виновный в гибели тысяч ни в чем неповинных людей.


 

С 2008 года молодые кубинцы принимают активное участие в просветительской инициативе «No More Che Day». В день смерти команданте молодые люди распространяют плакаты, баннеры и листовки, призывающие обратить внимание на малоизвестные факты жизни Че. Помимо пламенного революционера, борца за свободу, есть и другой Гевара: террорист, приговоривший к расстрелу около двух тысяч человек.

Активист движения, кубинец Джон Суарез рассказал «7x7» об этой инициативе:

— Че Гевара — это тот случай, когда за ярким образом стоит определенная философия, конкретные политические действия. Популярность образа Че распространяется на его идеи, увеличивает число последователей его политической программы. Культ Че - это также культ насилия.

В своих материалах активисты называют имена погибших от руки Че, малоизвестные цифры реальных жертв революционной борьбы «команданте», а также его высказывания, наилучшим образом выражающие суть того, что он делал. Джон Суарез приводит следующий пример: «Неустанная ненависть к врагу помогает нам преодолеть все естественные ограничения, которые свойственны человеку, и превратить его в эффективную, холодную, отменную машину для убийства. Наши солдаты должны стать такими; люди без ненависти не могут победить жестокого врага». Методы политической борьбы, которые предлагаются здесь, неприемлемы в современном мире. Людям необходимо двигаться в сторону укрепления гарантий прав человека и человеческого достоинства. Человека нельзя превращать в машину для убийства, свобода не достижима таким путем.

Участники акции стремятся показать то, что стоит за ярким образом революционера, рассказывая о методах политической борьбы Че, о жестокости, с которой он убивал людей, и жертвах его преступлений. Тем самым молодые кубинцы стремятся сделать образ Че менее привлекательным и, соответственно, менее популярным.

— На Кубе дети в 5 лет заявляют, что хотят быть как Че. Разумеется, это не сознательный выбор — это результат работы пропаганды, создающей культ вокруг имени диктатора. Как мы можем противостоять целой государственной машине? Только самостоятельно собирая факты о политической деятельности Эрнесто Гевары, обнародовать те исторические материалы, которые скрываются от людей, — говорит Суарез.

В России день смерти революционера не отмечен какими-либо событиями, приуроченными годовщине. Образ Че популярен у нас скорее как часть общемировой массовой культуры, и политическая программа «пламенного борца за свободу» не находит достаточного количества организованных последователей. Коммунисты, принадлежащие к несистемной оппозиции, признают некоторою близость идеям Че, но в своих программах предпочитают ориентироваться на опыт деятельности отечественных революционеров.

Действительно, в России нет недостатка в героях-диктаторах. Учитывая популярность образа Сталина и количество почитателей культа вождя, места для экзотических кубинских романтиков остается немного. Возможно, российским активистам стоит присоединиться к международной акции и показать соотечественникам обратную сторону милых русскому сердцу образов. Однако, учитывая количество публикаций, дискуссий на тему сталинской эпохи, трудно представить еще один действенный метод пробить эту стену жертвенной народной любви.