Состоявшееся сегодня в Сыктывкаре в администрации Главы и Правительства Коми заседание рабочей группы по рассмотрению вопросов захоронения радиоактивных отходов в поселке Водный прошло довольно в напряженной атмосфере. С самого начала наметилось разное понимание проблемы между республиканской властью и жителями Ухты. Впрочем, после бурных дебатов, продолжавшихся более полутора часов, им удалось прийти к некоему консенсусу.

Фото Игоря Бобракова

Открывая заседание, временно исполняющий обязанности главы Коми Вячеслав Гайзер напомнил, что создание рабочей группы стало результатом встречи 28 апреля нынешнего года в Ухте с активистами инициативной группы против строительства в ухтинском поселке Водный радиоактивного могильника. По итогам этой встречи был составлен протокол, в котором зафиксированы решения и мероприятия, которые предстоит претворять в жизнь.

Врио губернатора отметил базовые моменты, по которым удалось тогда договориться. Это в первую очередь необходимость создания условий для проведения независимой экологической экспертизы существующего проекта, который состоит из двух частей. Первая — консервация существующего «хвостохранилища». При этом работы не должны привести к расползанию радиационно зараженной территории. Но самые большие дискуссии вызывает вторая часть — принципы и способы обеззараживания территорий.

— Мы договорились, что и инициативная группа, и другие члены создаваемой рабочей группы внесут предложения по тем организациям, которые могут осуществлять такую экспертизу, чтобы мы потом в рамках рабочей группы утвердили это, — сказал Вячеслав Гайзер. — Мы договорились, что будут сформулированы основные вопросы в первую очередь у инициативной группы из Ухты, которые есть к проекту. Они должны стать основой для работы экспертизы — именно на них эксперты и должны ответить. И в ходе проведения мероприятий мы ставим в известность общественность Ухты и всей республики о результатах экспертизы и о ситуации в целом.

Выступившая затем секретарь рабочей группы, председатель Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК Елена Перминова сообщила, что рабочая группа из 37 человек создана распоряжением главы Коми от 13 мая 2014 года. В нее вошли представители общественности, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, депутаты и ученые.

Теперь рабочей группе предстояло утвердить план мероприятий и определиться до 1 августа с организацией, которой будет доверено проведение экспертизы. Список организаций прилагался и вызвал сомнение у члена Общественной палаты Коми, ухтинского журналиста Натальи Крутских:


 

— У кого вы запрашивали информацию по поводу организаций, которые могут провести экологическую экспертизу? Мы, ухтинцы, следим за событиями, но ничего про это не знаем.

— Мы ждали от вас предложения по этим организациями, но мы их ни от кого не получили, — ответил врио губернатора. — Поэтому рабочий аппарат собрал информацию по тем данным, которые есть у нас. Если у кого-то есть еще информация по этим организациям, мы можем внести коррективы. Но не позже чем до 1 августа нам надо принять общее решение.

Но тут же возник вопрос: а что должно стать предметом экспертизы?

Вячеслав Гайзер вновь напомнил, что экспертизе должна быть подвергнута вторая часть проекта, заключающаяся в обеззараживании территории.

— Проект «Росатома» предполагает строительство Пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов, — добавил врио главы Коми. — Мы говорили, что, может быть, это не единственный способ, а также о том, что сведений о нем не достаточно, чтобы принимать какое-то решение. Поэтому мы и говорим об общественной независимой экологической экспертизе. Требуется ли вообще строительство ПЗРО? Можем ли мы без него обойтись?

Но жительница поселка Шудаяг, активист инициативной группы Ольга Сапрыкина предложила пункт об экологической экспертизе из плана мероприятий вообще исключить, пояснив, что проводиться она будет людьми, которые могут дать нужное для заказчиков заключение. А нанять экспертов, независимых от «Росатома», довольно сложно.


 

— Да и зачем нужна экспертиза, если вы, Вячеслав Михайлович, пообещали всей Ухте, что ПЗРО не будет? — поставила активистка вопрос ребром.

— В республике есть зараженная территория, вокруг которой живут люди, — вернулся на исходные позиции Гайзер. — Мы обязаны провести ее обеззараживание. Это вообще не обсуждается. А вот выбор способа обеззараживания должен быть сделан профессионально и компетентно. «Росатом» предложил проект, к которому у нас, как оказалось, нет доверия. Но это не означает, что мы должны от него отказаться. Мы его должны профессионально проверить. А для этого и нужна независимая общественная экологическая экспертиза.  А теперь вы предлагаете от нее отказаться. Вы являетесь специалистом? Нет. И я нет.

— Но вы же сказали, что ПЗРО строить не будут, — настаивала ухтинка. — Зачем нам тогда экспертиза этого проекта?

— Если экспертиза покажет, что есть любой вариант, не связанный со строительством ПЗРО, то, конечно, да, строить не будут, — уточнил врио губернатора.

— А если «Росатом» заплатит такие деньги, что… — продолжала атаковать Ольга Сапрыкина.

— А при чем здесь «Росатом»? — перебил ее Гайзер. — Мы с вами заказчики экспертизы, а не «Росатом».

Тогда ухтинка поставила вопрос иначе:

— Рабочая группа состоит из 37 человек, из них ухтинцев только 14. Если мы предложим организацию, которая устраивает ухтинцев, то голосование обернется не в нашу пользу.

Гайзер тут же согласился изменить состав рабочей группы с тем, чтобы ухтинцы имели в ней численное преимущество.

Но вопрос — будет или нет строиться ПЗРО — продолжал волновать ухтинцев. Обстановка накалялась, и тогда слово взял сотрудник Института биологии КНЦ УрО РАН Андрей Кичигин:


 

— Мировая практика знает три способа обращения с радиоактивными отходами. Первый — оставить на месте все, как есть. Второй — рассеять их в окружающей среде. Третий способ — изолировать радиоактивные отходы от окружающей среды. В настоящее время законным является только третий способ. Поэтому разговоры о том, чтобы провести реабилитацию без строительства ПЗРО, нужно прекратить. Эти требования будут свидетельствовать о невежестве.

После таких слов страсти достигли предела. Вячеслав Гайзер несколько раз призывал собравшихся руководствоваться не эмоциями, а фактами, вникнуть в суть и услышать друг друга, а потом принимать решения.


 

В конечном итоге участники заседания все-таки договорились, что от имени главы республики будет направлен в адрес корпорации «Росатом» запрос о получении информации по обследованию радиационной обстановки на объектах радиевого производства региона, а также о необходимости детального разъяснения предусмотренных на сегодняшний день мероприятий по обеззараживанию территорий и возможностях их выполнения. Одновременно будут запрошены материалы экологической и иных экспертиз по реализации первого этапа проекта реконструкции «хвостохранилища». До 15 июля рабочая группа должна определиться с выбором организации для проведения независимой экологической экспертизы, а также с объемами и направлениями исследований. Состав рабочей группы будет сокращен до 25 человек.