Площадь Оболенского-Ноготкова как-то незаметно стала главной площадкой для выражения протеста в Йошкар-Оле. Это заметно отличает столицу Марий Эл от Москвы, где невозможно представить толпу митингующих на Красной площади или возле московского Белого дома.

В марте-апреле свои требования здесь выдвигали бастующие представители ООО «Пассажирские перевозки», а также инициативная молодежь, которой надоели вечные колдобины на йошкар-олинских дорогах.

Казалось бы, после того, как автобусный парк в ходе забастовки перестал существовать (водители частично устроились к частникам, частично остались без работы), а дорогами столицы вплотную занялся г-н Маркелов (подчеркнув при этом, что он, вообще-то, за них не отвечает, только за памятники…), идеи социального протеста в Марий Эл исчерпаны. Впрочем, оппоненты действующей власти еще не выдохлись и норовят практически каждый выходной отметить какой-либо акцией протеста.

В субботу, 26 апреля, у памятника спорному Царевококшайскому воеводе и местной уменьшенной копии Царь-пушки собрались люди, некогда обманутые многочисленными финансовыми структурами, создававшимися особенно активно в начале и середине 1990-х годов. Бой часов, расположенных на площади, подсказал, почему еще участники акций протеста облюбовали место напротив Дома Правительства Марий Эл, ведь по регулярно настраиваемым и оттого очень точным часам — подарку г-на Маркелова народу республики —можно соблюсти все законные требования властей, а именно — начать и закончить акцию в установленное время.

Порядка полусотни человек, в основном пенсионеры, некоторое время после того, как успокоились куранты и затихла отмечающая каждый час музыка, находились как бы в нерешительности — держали свернутыми плакаты, как бы стесняясь показать их содержание.

Выделялся лишь поддержавший протест Андрей Свистунов из движения «Прораб». Однако его требования были более злободневны политически — в руках он держал картонку с лозунгом «Свободу узникам 6 мая!!!»

Постепенно, впрочем, подгоняемые активным организатором акции, Юрием Шалангиным, обманутые вкладчики развернули немногочисленные плакаты.

Стал понятен спектр требований пикетчиков: от «Обманутым вкладчиков ваучеров — деньги!» до весьма непатриотичного по нынешним дням — «Путин отвечает за Ельцина!». Напомним, именно с придуманного г-ном Чубайсом ваучера начался передел собственности в постсоветской России: государство наделило каждого жителя страны специальным чеком, не имевшим хождения в магазинах, который можно было сдать в ваучерный фонд и получить за него 10 тысяч рублей или вложить в какое-либо предприятие — именно таким образом в России и Республике Марий Эл стали появляться частные предприятия.

Попутно были задействованы и вопросы к главе Марий Эл, а именно: «Маркелов, где заводы и совхозы?». Наверняка этот вопрос касается г-на Маркелова еще меньше, чем знаменитый дорожный — по крайней мере заданный любым из участников пикета во время очередного губернаторского прямого эфира на телеканале «Регион 12», он бы породил воодушевленный рассказ главы республики о том, что все самые разрушительные для экономики региона события устроили его предшественники.

Пикетирование как форма выражения протеста, обращенная вовне, закончилось довольно быстро и достаточно спокойно переросло в обмен опытом. Тон задавал Юрий Шалангин. Задав риторический вопрос: «За то время, что прошло с момента уплаты наших денег в разные пирамиды мы должны были стать миллионерами. Есть здесь миллионеры?», он обратил внимание своих собратьев по несчастью на тот факт, что в случае обращений в суды необходимо будет сделать отметку на 19-й странице существующих паспортов о том, что в годы совершения мошенничества (1990-е) у владельца имелся соответствующий советский паспорт (замена советских паспортов на российские прошла в стране в начале 2000-х гг.).

Далее организатор пикета предложил разделиться всем пришедшим на два сектора: «Правый сектор — обманутые марийскими «пирамидами», левый — российскими. В результате некоторой сумятицы, случившейся после этого предложения, осталось не ясно — чьих жертв больше; люди, как и до этого, остались стоять плотным кольцом вокруг Юрия Шалангина. Было зачитано обращение в адрес Президента Путина, Государственной Думы и Генпрокурора Чайки. Общий смысл требования к властям: вернуть средства, украденные у жителей республики и страны представителями финансовых «пирамид». Здесь же был объявлен сбор подписей под обращением.

Необходимо напомнить, что до 2013 года помощь в возврате средств жителям республик оказывал республиканский фонд защиты прав вкладчиков и акционеров. Возвращали, как правило, номинал, ни о каких процентах речи не шло. Тем не менее за несколько лет работы фонда компенсаций удалось добиться примерно 10 тыс. жителей республики. Общая сумма возвращенных средств превысила 10 млн руб. Пострадавших и не вернувших свои деньги больше: в 1990-е в Марий Эл таковыми признано 21 398 человек. Сумма украденных у них денег превышает 18 млн деноминированных рублей.