Уважаемые читатели! Редакция «7x7» предлагает вам прокомментировать пост автора книги «Российская идея», доктора философских наук Игоря Чубайса. Речь идет о российской истории, то есть, сами понимаете, тема непростая. Автора возмущает то, как нам преподносят историю до 1917 года, при том, что история Советского Союза фактически сакрализуется — говорить о ней сколько-нибудь критически уже почти невозможно. Один из главных вопросов, который ставит автор, — как нам воспринимать самих себя, действительно ли пресловутое «рабское сознание» так распространено среди населения России.

Почему в России нет Майдана (как либералы борются с тем, что не существует)

На днях в «Новой» читал про прошедшую в Москве международную конференцию «Рабство как интеллектуальное наследие и культурная память». Газета отмечает — «более актуальной темы для современной России придумать… нельзя». Открывая заседание, Ирина Прохорова признала — «последствия существования института рабства толком не изучены». Собравшиеся заложили «философский фундамент», на котором возводилась новая историко-культурная конструкция. Газета приводит тезисы доклада А. Зубова «Последствия рабства в современной России». 


А теперь мысленно перенесемся на Майдан. В чем его дух, его идеология? Что вдохновляло сотни тысяч протестующих, вставших против коррумпированной, бандитской власти? Во-первых — патриотизм, уважение к своей истории. На майках, плакатах, граффити Майдана я читал про казачество, про Тараса Шевченко, про Украинскую народную республику, про тех, кто отстаивал национальную независимость в годы II Мировой войны… И еще, в центре Киева не было ни одного красного полотнища, никакой ностальгии по совку


А какие ценности культивируют у нас? Ключевое слово газетной полосы про конференцию входит в цепь проклятий, которыми советская пропаганда удушала образ России — страны «рабской, дремучей, невежественной, отсталой, убогой, лапотной, словом — Царской». Но если свою Родину воспринимать по-советски, мы остаемся без тысячелетнего национального опыта, лишаемся национальной гордости и самосознания, попадаем во внеисторическую пустоту. Теряя прошлое, мы теряем основу для будущего. У нас не остается никаких ориентиров, кроме западных. Я не против западного опыта, но Россия — это Россия! 


Работу сислибов дополняет официальная власть. Выпрыгивая из штанов, разноликие мигранянчики изобретают все новые указы, преследующие за критику красного тоталитаризма. Только что суд назначил миллионный штраф В. Шендеровичу за намек на похожесть сочинской и нацистской Олимпиад. Депутаты не спят ночами, придумывая законы, которые бьют по критикам красной диктатуры. Но критику исторической России, осквернение ее топонимики, оскорбление российской цивилизации власти поддерживают. Концепция «единого учебника» настаивает на непрерывности нашей истории, но на самом деле советское власть защищает, изображая его как более «правильное и непрерывное», чем российское.

А как на самом деле понимать нашу историю? Во-первых, необходимо признать ее разорванность, разделенность железным занавесом. Советский Союз соотносится с исторической Россией как убийца с убитым, как III Рейх с ФРГ, как Северная Корея с Южной… Основа национальной гордости, патриотизма — досоветская история. Советский период — это номенклатурная самооккупация, порождающая постоянный гражданский протест. 


Чуть подробней? Пожалуйста. До последней трети ХIХ века Империя непрерывно расширялась, наши предки создали самое большое в мире государство, как и Британия, занимавшее шестую часть суши. С 80-ых годов ХIХ века количественный рост прекратился и перешел в рост качественный. Треть столетия — до Октября — темпы социально-экономического развития были у нас самыми высокими в мире. Ежегодно ВВП прирастал не менее чем на 5%, первое экономическое чудо — это Россия, в Европе писали про «русскую весну». 


А как с крепостным правом? Феодализм и крепостное право существовали почти во всей Европе. В Америке до окончания Гражданской войны в 1864-ом году практиковалось рабство. Но американцы вроде бы не заламывают руки и не проводят конференции «про последствия». Напротив, они учат других свободе. 


И все-таки, как было в России? Несколько деталей… Еще Павел 1 издал указ, разрешающий использовать труд крепостных не более трех дней в неделю. В случае неурожая помещик обязывался крестьян кормить. Освоение огромных российских пространств требовало от всех большого напряжения. Дворянство тоже было закрепощено, т. е. трудилось или несло воинскую службу. Освободил дворян указ Екатерины Великой в 1785 году. Потом и остальные сословия становились свободными. …Крепостные имели не только семью, но собственный дом, землю, инвентарь (ну, типичные рабы)… Русские историки отмечают: куда более тяжелым было положение свободных крестьян в Европе, ибо, не имея земли, они становились батраками, вынужденными наниматься к хозяевам, от милости которых всецело зависели. Крепостная система у нас оставалась экономически эффективной. Но после первого за 150 лет поражения Русской армии — в Крымской войне — Александр П провел серию реформ, одной из них стала отмена крепостного права. Как говорил Фирс в чеховском «Вишневом саду», — это было до беды. — До какой? — До отмены крепости, отвечает Фирс. Добавлю, что в 1861 году доля крепостных в населении составляла 28%... 


Два слова о мифе про «вечное русское рабство». Вспомним про восстания Разина, Пугачева, Болотникова, про две революции (переворот не в счет), про Гражданскую войну, про Кронштадт, Тамбов, Власовское движение, про диссидентов и т.д. и т.п. Если наш народ такой рабский, почему с 1825 по 1905 год «за политику» было казнено 17 человек (может быть, в стране царило не рабство, а согласие?), а после 1917 — «анти-народная власть» объявила врагом сам народ, который расстреливала, отправляла в ГУЛАГ, расказачивала, раскулачивала, депортировала, морила тремя голодоморами…

Совки, не способные признавать и тем более анализировать проблемы, объявляют Россию, проигравшую век 20-ый и проигрывающую век 21-ый, победительницей. Песню красных мракобесов продолжают либералы-гайдаристы, называющие время великих достижений эпохой «убожества и рабства». А российский патриотизм сегодняшние власти разрешают только в извращенно-националистической форме. Доколе? 


Вывод. Нам жизненно необходим почвенный патриотизм, гражданское самосознание, патриотическая концепция истории! Русской истории — слава, советчине — Нюрнберг! Так победим! 


П.С. Между сислибскими и официальными СМИ сходство еще и в том, что они равноусердно цензурируют патриотов-почвенников. Есть над чем подумать? 

Фото на главной странице svoboda.org