На открытии VI Гражданского форума Республики Коми, который прошел сегодня в Сыктывкаре, председатель Общественной палаты региона Маргарита Колпащикова заявила, что против России усилилась психологическая и идеологическая борьба, в том числе через некоммерческий сектор. Сразу после завершения мероприятия корреспондент «7x7» побеседовал с общественницей и попросил ее прокомментировать свои слова. Во время общения Маргарита Колпащикова призналась, что не разделяет позицию украинцев, которые считают Россию страной-агрессором после того, как она присоединила к своей территории Крым.

— В своей вступительной речи на Гражданском форуме вы сказали, цитирую: «Не секрет, что усилилась психологическая и идеологическая борьба против нашей страны. Особенно через некоммерческий сектор». Что именно вы имели в виду?

— Мне удалось стать участницей Паралимпиады, я там представляла Всероссийское общество инвалидов. И там мне довелось поговорить со многими представителями бывших стран СНГ. В том числе мы говорили с украинцами. Естественно, что их настрой был категоричным — против нас. Они говорили, что мы завоеватели, говорили, что они специально идут к нам, чтобы рассказать, что происходит. Они несли свою историю, мнение и видение. А у нас они другие. Я видела ситуацию, наши ребята сидели, и было видно, как они мечутся. Вроде бы как они считают, что мы правы, но, слушая ту сторону, наши ребята меняли мнение. Я именно это и имела в виду. Они [украинцы] какие-то примеры приводили, что мы начинали верить в то, что мы неправильно поступаем... Мы вечером садились, обсуждали, и наших ребят приходилось выводить на то, что это не так. У них [украинцев] своя правда, у нас — своя, потому что у них нет российского радио и телевидения. Они знают только то, что есть на своей территории.

— Но у нас же тоже нет украинского телевидения. Нет противоположной позиции. Все преподносится однобоко.

— Согласна. Но моя позиция такова. Во Всероссийском обществе инвалидов есть представитель из Мурманска, которая родом из Симферополя. У нее там мама живет. У них там столько друзей. И я знаю только то, что они нам рассказывали, так как они постоянно на телефоне с родственниками. Я понимаю, что мы не агрессоры, не завоеватели. Мы пришли по зову. Я имею в виду Крым. А мы слышали другое. Нам показывали фотографию, на которой рядом со школой, где проходит референдум, стоит отряд военных с автоматами. И нам никто не говорил, что это охрана — мало ли, что произойдет. В тот момент ожидали много провокационных действий. И военные там действительно были, но преподносилось это так: люди идут голосовать, а тут стоит вот такое вот [военные].

— И все-таки ваша фраза про некоммерческий сектор, через который ведется психологическая и идеологическая борьба против России, касается всех некоммерческих организаций? 

— Нет. Я взяла один случай — приход к нам [приход украинских представителей к российским во время Паралимпиады]. Я не имела в виду, что абсолютно все.

— Раз вы затронули тему Крыма, скажите, насколько оправданными вы считаете действия российских властей по присоединению полуострова к нашей стране?

— Мне довелось побывать, помимо Паралимпиады, еще на одном историческом событии. Я была в Кремле, когда Путин зачитывал свое обращение [Федеральному собранию, посвященному присоединению Крыма]. В тот момент там было огромное количество российской элиты — артистов, спортсменов, известных людей. Пока мы ожидали начала, общались в кулуарах, настрой всех людей был одинаковый. Я там сомнения не увидела. Я видела, что мы правильно поступаем, помогаем нашим же гражданам. Они просят у нас поддержки и помощи, и мы пришли к ним на помощь.

— Расскажите, почему были выбраны именно эти темы для Гражданского форума — волонтерство, добровольчество, патриотизм, ТОСы, профсоюзы?

— Это звучит постоянно от президента — волонтерство и патриотизм. На федеральном уровне упор делается именно на них. Мы сегодня говорим о том, что нужно любить Родину, воспитывать наших детей в любви — поэтому патриотизм. А волонтерство сейчас выскочило в большей степени из-за того, что было на Олимпиаде — там было несколько тысяч волонтеров. Ведь Путин говорил, что он увидел, что это такое и как это работает. Ведь ребята там работали бесплатно. Единственное, что они получили — это комплекты одежды. А тему, которая касалась профсоюза, мы выбрали потому, что она у нас в последнее время занимала много места в работе палаты. Мы говорили про социально ответственный бизнес, о зарплате учителей. А первая тема об НКО, ТОСах — сам бог велел.

— Меня удивило то, что не было дискуссии о том, что происходит в России после событий на Украине. Сейчас идет раскол гражданского общества. Людей делят на «своих» и на врагов. Это самая болевая точка. И о ней не было сказано практически ничего. 

— Темы были подготовлены и отработаны давно. Еще в декабре. То, что касается этой темы, здесь надо осторожнее. У нас планируется обсуждение на площадке Общественной палаты, а не на таком грандиозном форуме. И так было много тем — работать было не очень комфортно.

— В кулуарах форума прозвучало мнение, что на форуме обсуждаются важные темы, но не обсуждается самая главная. А значит, сам форум — это симулякр общественной деятельности. 

— Эту тему можно было обсудить на секции патриотизма. Я не знаю, обсудили ее или нет. Но мы не ставили такую задачу перед собой. Думаю, что возвращаться к этому придется. Когда это все произошло [последние события на Украине], в Общественной палате был совет, мы это обсуждали. Но еще раз повторю — просто хотелось хорошо провести заявленные темы.

— Тогда скажите, что вы думаете о том, что в последние месяцы власть и государственные СМИ постоянно говорят, что у России есть враги — внешние и внутренние. И с ними нужно бороться, воевать. 

— Честно говоря, я этого не слышала. Даже находясь в Москве, я не слышала этого.

— Все же говорят о «пятой колонне». Путин во время своего обращения к Федеральному собранию упомянул национал-предателей. Вы же были там, когда он это сказал. 

— Я не была в ситуации, когда я это почувствовала, увидела, услышала. Я верю Владимиру Путину. Мы идем правильным путем. У меня есть в голове свое [мнение] — все идет правильно. И раскола не будет. Может быть, поэтому темы волонтерства, патриотизма во главу угла поставлены.

* * *

На VI Гражданском форуме РК присутствовало более 450 человек — чиновники, государственные служащие и общественники. Они обсуждали четыре большие темы  — социальное взаимодействие граждан, патриотическое воспитание населения, профессиональные союзы и социальное волонтерство. По итогам работы участники форума приняли резолюцию, которая должна, по идее, помочь улучшить работу по каждому направлению.