Фото Игоря Бобракова

На состоявшемся сегодня в Государственном Совете Коми круглом столе, на котором обсуждали поправки в федеральный закон «Об исчислении времени», все его участники единодушно высказались за то, чтобы республика осталась в одном часовом поясе с Москвой.

Согласно этим поправкам, на большей части территории России стрелки часов переводятся на час назад, то есть устанавливается постоянное зимнее время. Однако для Коми делается исключение, поскольку республика попадает в третью часовую зону, что означает московское время плюс один час.

Между тем, как сообщила председательствующая на круглом столе заместитель председателя Комитета Госсовета Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александра Бушуева, республика с 1992 года живет по московскому времени. Правда, если память корреспонденту «7x7» не изменяет, переход в другой часовой пояс произошел намного раньше – в 1976-77 годах. До этого времени разница с Москвой составляла один час.

Первый заместитель министра экономического развития Коми Андрей Черноусов сообщил участникам круглого стола о том, в течение последних трех лет в республике проводился мониторинг по возможным последствиям изменений в исчислении времени. Он показал, что серьезных перемен в структуре потребления электроэнергии, в режиме работе предприятий, транспорте и связи с отменой зимнего времени не произошло. Тоже самое касается здоровья граждан и поведения детей. Поэтому никакой целесообразности в переводе часовых стрелок нет.

Зато положительно повлияла отмена перевода стрелок на продуктивность животноводства. При переходе с зимнего времени на летнее удои крупного рогатого скота снижались на 10 процентов.

В тоже время, по мнению чиновника, нет никакого смысла отказываться от московского времени. Жители республики к нему уже привыкли. К тому же Коми – северный регион, и на его территории московское декретное время совпадает с астрономическим. Кроме того у республики налажены прочные транспортные связи с Архангельской, Вологодской и Кировской областями, которые остаются в зоне московского времени.

В этом же духе высказался и министр здравоохранения Ярослав Бордюг:

– Каких-либо существенных изменений с переходом на постоянное время не произошло. Тут говорилось по поводу крупного рогатого скота, так и ведь и мы с вами являемся подопытными кроликами. И когда у нас меняется время с зимнего на летнее или мы перестанем жить в одном часовом поясе с Москвой, то биологические изменения неизбежны. Любое изменение привычного ритма жизни человека сказывается на его самочувствие, на его трудовой активности.

Правда, по словам министра, нельзя сказать, что от этого увеличивается смертность или заболеваемость населения, но такие изменения вызывают стресс. А если будут разные часовые пояса с Москвой, то тем, кто будет выезжать в командировки, придется каждый раз переходить, условно говоря, с летнего времени на зимнее, а затем с зимнего на летнее.

Исходя из этого, Ярослав Бордюг сделал однозначный вывод: время должно быть постоянным.

Самой резкой критике поправки к закону «Об исчислении времени» подверг заведующий отделом экологической и медицинской физиологии Института физиологии КНЦ УрО РАН Евгений Бойко:

– В этом документе я не увидел научного обоснования… Россия огромная страна, и все территории выше 60 градусов северной широты нельзя мерить общими мерками. И раз регион своеобразный, то он должен сам решать вопрос об установлении на его территории того или иного времени. Мы же лучше знаем, чем чиновники в Москве.

После этого депутат Геннадий Горбачев неожиданно предложил сделать сдвиг с Москвой в два часа. Участники круглого стола не поняли в чем дело, но он пояснил:

– Это шутка.

Шутку народного избранника не оценили. Но появились высказывания, что при разнице с Москвой очень неудобно будет смотреть передачи федеральных телеканалов.

В конечном итоге участники круглого стола рекомендовали республиканскому парламенту и временно исполняющему обязанности главы Коми Вячеславу Гайзеру обратиться в федеральные органы власти с предложением включить регион во вторую часовую зону (московское время) и оставить за республикой право самостоятельно принимать решение о переводе территории из одной часовой зоны в другую.