Сегодня руководители Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН встретились с журналистами в неформальной обстановке за чаем и даже вином, чтобы поведать об итогах своей деятельности в минувшем году. Несмотря на «свистопляску с внезапным реформированием Академии наук», когда, по словам директора института Игоря Жеребцова, «большая часть сотрудников думала не о великих научных достижениях, а о том, что с нами всеми будет», никто руки не опускал.

Фото Игоря Бобракова

— В 2013 году и по количеству публикаций, и по их качеству мы оказались не только на уровне прошлых лет, но даже их превзошли, — признался директор. — За последние шесть лет мы второй раз добиваемся такого результата. В первый раз это было в 2010 году, когда мы отмечали сорокалетие института.

Самым интересным открытием прошлого года стал Эжольский курганный могильник V-VI веков в Корткеросском районе. Заместитель директора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Игорь Васкул пояснил, что найденный археологический памятник существенно меняет представления об этнокультурных процессах в Северном Приуралье в эпоху великого переселения народов.

По словам ученого, захоронения в виде курганов не свойственны коми народу. Однако на территории республики найдено семь курганных могильников. До сих пор считалось, что они принадлежат неким людям, пришедшим из Прикамья. Теперь же очевидно, что в появлении курганов есть определенная закономерность, во всяком случае, это был один народ, осваивавший берега Вычегды. По поводу того, что это был за народ, существуют разные точки зрения. Один считают, что это были угры, другие — сарматы. Но не исключено, что так хоронили все-таки пришельцев из Прикамья, которые смешались с местными жителями, но предпочитали, чтобы их хоронили иначе. В любом случае теперь можно с уверенностью говорить, что территория Коми в V-VI веках  стала одним из мест великого переселения народов — той фазы, которую называют гуннским периодом.

Журналистка Елена Шелест поинтересовалась: что нового стало известно о Стефане Пермском?

Игорь Жеребцов ответил, что был период (советский), когда этой темой никто не занимался, потом она стала модной, и ею слишком увлеклись. Мнения об этой личности самые противоположные; истина, как обычно, посередине, но проблема в том, как эту середину найти. Для того, чтобы определить роль святителя, надо не только вновь просмотреть все имеющиеся исторические документы, которые очень неполны и обрывочны. Необходимо привлечь данные археологии, внимательно изучить фольклор, провести литературоведческую работу. Это, по словам ученого, должно быть комплексное исследование народа, региона и зачатков государственности того времени.

— Для меня Стефан Пермский прежде всего государственный деятель, который внес большой вклад в то, что коми народ и Коми край были включены в орбиту влияния Московского государства, тесных контактов коми и русского народов, — заявил Игорь Любомирович. — В этом состоит позитивная сторона его деятельности. Однако исторические условия диктовали свое, а значит, все налоговые и прочие тяготы жителям Коми края нести пришлось. Но это явление было общим для Московского да и любого другого государства того времени. Безусловно, лилась кровь. Ведь уничтожались идолы, а без сопротивления такое не обходилось.

В то же время ученый считает, что не может идти речи о геноциде.

— Все было не так страшно, — сказал Игорь Жеребцов. — В летописях «кровавые злодеяния» не нашли какого-то большого отражения, хотя понятно, что их писали не местные жители.