Президент Владимир Путин подписал распоряжение «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». В 2014 году неправительственные организации получат 2 698 000 тыс. рублей из федерального бюджета. Вроде бы новость для гражданского сектора довольно приятная и хорошая, а следом так и еще лучше — депутаты Государственной думы отзывают проект закона «об иностранных агентах»-средств массовой информации. Но не все так просто — авторы-единороссы Евгений Федоров, Антон Романов и Магомед Селимханов готовятся ужесточить формулировки, ссылая при этом на ситуацию в Украине. Чиновники считают, что в первоначальной версии проекта термин «иностранный агент» было просто обойти — предлагалось называть «агентом» СМИ, финансирование которого на 50% приходилось из иностранных источников.

«7x7» опросил председателей и сотрудников ряда наиболее активных НКО в регионе о том, к чему, по их мнению, приведет такая политика федеральных властей, и что ждет гражданское общество в связи с этим.

Татьяна Кульбакина, Молодежная правозащитная газета — Мурманск:

— Мне кажется, что любое ужесточение законов в сфере гражданского общества не делает ситуацию в стране лучше, а чаще всего — хуже. Когда власть ограничивает свободу слова и свободу собраний, значит, ей есть, что скрывать. Грант для НКО — это просто подачка. Ведь если только запрещать, то недовольство будет расти, и власть это понимает, поэтому дает что-то взамен. Будем смотреть, как этот президентский грант распределится, я уверена, что с ним все будет очень непросто. Предсказаний делать не хочется, потому что последнее время они крайне пессимистичны.

Виталий Серветник, Кольский экологический центр:

Кто-то возьмет деньги и приручится, кто-то возьмет и не приручится, кого-то прикроют, кто-то еще какое-то время продержится. Вопрос в том, сколько нужно продержаться, и сколько НКО или активистов останется к моменту просвета. И останется ли. Я — оптимист. На мой взгляд, тем, кому нужны деньги, надо их брать и при этом не приручаться. Но чаще всего проблема не в деньгах, а в людях.

Александр Передрук, Региональный молодежный совет по правам человека Мурманской области:

— Политика «закручивания гаек» никогда не приводила к положительному результату. Ситуация в Украине тут ни при чем, просто нужно было найти обоснование для очередного запрета, найти внешнего врага. Классическая схема, ничего нового. И, к сожалению, многие на это клюют. Касаемо финансирования — государство и бизнес должны спонсировать НКО, это обязательное условие для адекватного и мощного гражданского общества, но не нужно забывать, что иностранное финансирование — это возможность привлечения денег в том числе в бюджет Российской Федерации. Правозащитникам не важно, кто спонсирует их деятельность — Россия, Евросоюз или Конго. Главное — это оставаться на стороне гражданских прав и свобод и отстаивать интересы общества.

Найля Ибрагимова, председатель «Природа и молодежь»:

— Развитие институтов гражданского общества после тотальной попытки их задавить вызывает все-таки некоторое недоверие. После безумной истерии прокурорских проверок это выглядит, как попытка загладить свою вину. Я думаю, что если государство будет продолжать такую политику, то в один прекрасный момент адекватные правозащитные организации попросту перестанут выполнять свою медиационную функцию, перестанут помогать государству сглаживать конфликты, и тогда ситуация на Украине непременно повторится и у нас. Что касается вопроса финансирования со стороны правительства нашего региона, к сожалению, он для нас не имеет большого значения. Опыт показывает, что правительство Мурманской области не очень любит выделять деньги на сложные просветительские проекты, в области атомной или углеводородной энергетики, например. Зачастую гранты выигрывают позитивные некритичные проекты. Это тоже определенный показатель современной политики государства.