Главного редактора газеты "Молодой коммунар" обвиняют в растрате и злоупотреблении служебными полномочиями. Приговор Александру Пирогову — 4 года лишения свободы и 20 млн рублей в качестве компенсации. Коллеги журналиста считают, что подобные жесткие меры не обоснованы и, скорее всего, связаны больше с его профессиональной деятельностью.
 
Изначально в поддержку Александра Пирогова собирались исключительно подписи на бумаге. Но воронежские правозащитники решили привлечь и Интернет-сообщество, создав на платформе civilpetitions.org онлайн-петицию, которая позволит собрать дополнительные, пусть и не такие весомые в суде, подписи.
 
"7х7" публикует Открытое письмо воронежской Гильдии аналитических журналистов и всех присоединившихся коллег в связи с приговором Александру Пирогову.
 
"Уважаемые судьи!
 
Большое недоумение у журналистского сообщества вызвал суровый приговор бывшему главному редактору областной газеты «Молодой коммунар», основателю «Вечернего Воронежа» и «Воронежского обозрения» Александру Пирогову — четыре года лишения свободы и выплата 20 млн рублей ущерба. Особенно на фоне заявлений первых лиц государства о необходимости гуманизации уголовного законодательства и правосудия. Особенно на фоне недавней амнистии в России, связанной, по словам президента России Владимира Путина, как раз с гуманизацией уголовного законодательства.
 
У нас нет никаких сомнений, что заявления и действия первых лиц продиктованы запросом общества, в котором так остро ощущается дефицит справедливости. Кому, как не нам, журналистам, знать, чего ждет большинство населения от государства.
 
Мы и как коллеги, и как граждане, представляющие наиболее активную часть общества, следили за перипетиями уголовных дел Александра Пирогова. 
 
Сначала ему инкриминировалась взятка, но дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Потом появились новые обвинения — в растрате и злоупотреблении должностными полномочиями. Не пытаясь взять на себя функции следствия, обвинения и суда, мы обратили внимание на ряд моментов, которые, как нам кажется, указывают на обвинительный уклон судебного разбирательства, не сочетающегося с известным принципом уголовного процесса, когда все сомнения и недоказанности трактуются в пользу обвиняемого. В частности, можно отметить тот факт, что Пирогову, по его утверждению, было отказано в удовлетворении ряда ходатайств — по вызову свидетелей, понятых, запросу документов и т. д. 
 
Мы знаем, что Александр Пирогов отрицает свою виновность, а рассмотрение своего уголовного дела считает пристрастным и несправедливым. Поэтому не можем исключить, что суровость приговора обусловлена резкостью и критичностью его оценок отечественной правоохранительной и судебной системы. 
 
Но, сопоставляя назначенное Александру Пирогову наказание с другими приговорами по тем же статьям Уголовного кодекса, вынуждены констатировать, что в его случае правосудие справлялось едва ли не по известной американской формуле: «Если украл доллар — садишься в тюрьму, если украл железную дорогу — становишься сенатором». 
 
Мы знаем множество примеров, когда ответственные лица, нанесшие ущерб государству, исчисляемый сотнями миллионов рублей, отделывались условным сроком и не компенсировали причиненный ущерб. Так, Центр защиты прав СМИ, также оценивающий приговор Пирогову как чрезмерно жесткий, в своем заявлении по данному делу приводит целый ряд примеров такого рода. «Бутырский суд Москвы признал бывшего заместителя префекта Северо-Восточного административного округа Москвы Иосифа Рейханова виновным в хищении 376 миллионов рублей и приговорил к пяти годам условного заключения. Никаких финансовых санкций или компенсационных выплат. Бывший вице-губернатор Приморского края Борис Гельцер осужден на 3,3 года условно за растрату 12,5 миллиона рублей. В Алтайском крае суд вынес обвинительные приговоры председателям трех участковых избирательных комиссий, они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения), осуждены к лишению свободы условно».
 
А в день оглашения приговора Ленинского райсуда, после чего наш коллега был взят под стражу, в Воронеже был вынесен приговор гражданину Фастовскому. Суд признал подсудимого виновным по 74 эпизодам мошенничества с квартирами и приговорил к семи месяцам ограничения свободы. Ущерб составил 50 млн рублей. Примечательно, что в компенсации морального вреда потерпевшим отказано.
 
Добавим, что это на нашей памяти самый жесткий приговор в отношении журналиста, связанный с реальным лишением свободы на длительный срок за последние как минимум 10 лет. Предыдущий резонансный процесс имел место 12 лет назад — дело Григория Пасько, получившего 7 лет лишения свободы за шпионаж. 
 
Наш коллега не является общественно опасной личностью, он не совершал преступления, создающего опасность жизни и здоровью окружающих, а сейчас — лишен доступа к государственным ресурсам. Поэтому пребывание в местах лишения свободы для него лишь усугубит ситуацию, не будет способствовать его исправлению. Тем более что, по сути, он уже понес серьезное моральное наказание, пройдя за 4 года следствия и суда со своей семьей через суровые испытания.
 
К тому же, Александр Пирогов — талантливый человек, имеющий неоспоримые заслуги в развитии воронежской журналистики. За время своей редакторской деятельности он воспитал целую плеяду журналистов, ставших главными редакторами, и уже вошел в историю Воронежской области как основатель и успешный руководитель двух газет. 
 
Уважаемые судьи! Надеясь на вашу компетентность и профессионализм, приверженность принципам гуманизма, справедливости и беспристрастности правосудия, закрепленных в Конституции РФ, УПК, УК, актах Верховного Суда РФ, мы призываем вас внимательнейшим образом отнестись к делу Александра Пирогова и учесть обеспокоенность журналистского сообщества чрезвычайной суровостью его приговора".