Несколько лет назад Россия приняла Государственную Программу добровольного переселения соотечественников, и, казалось бы, высшая историческая справедливость восторжествовала. Хотя с самого начала все прекрасно понимали: это программа  не добровольного, а вынужденного переселения «советских россиян» и их потомков из бывших союзных республик.

В этом смысле Воронежская область стала одной из наиболее привлекательных в России для возвращения на историческую родину иностранных русских. Областная программа добровольного переселения предусматривает дополнительные гарантии и социальную поддержку для соотечественников, предоставляемые за счет федерального и областного бюджетов. Однако уже на месте репатриация вдруг начала пробуксовывать. А россияне казахстанского, таджикистанского или узбекского «розлива» начинают подумывать о переезде в Западную Европу, Австралию или Канаду, а не в родную Россию. Или даже о возвращении назад.

— В Ташкент назад уже пути нет, ведь мы там от всего отказались, хотя, как я теперь могу оценивать, там нам жилось намного лучше, — рассказывает Ирина Абрамкина, мама четырех детей. Их семья переехала в Воронежскую область из Узбекистана. — На новом месте в Воронежской области мы, по сути, все сделали сами, без помощи государства. Сами нашли съемную квартиру, работу, сами устраивали детей в садик и школу. Но вот уже два года, как все висит на волоске. С учетом съема квартиры, оплаты прописки и всех остальных расходов наша семья из шести человек питается на 200 рублей в день. А что будет, если муж потеряет работу, и мы, теперь российские граждане, не сможем дальше снимать квартиру, содержать своих детей? У нас их заберут органы опеки?..

Так с чего теперь начинается Родина для каждого российского возвращенца? Проблему комментирует руководитель общественной организации переселенцев « Казахстанское землячество в Воронеже «Алтай» Галина Рогозина.

— По опыту знаю, что чаще всего в нашем обществе нарушаются права именно мигрантов. Несовершенство миграционного законодательства приводит к тому, что очень многие переселенцы не имеют возможности на законных основаниях работать, лечиться, учиться. У многих, если не у всех, нет права на свободу передвижения. Нет доступа к важной информации, потому что внутриведомственные документы, от которых порой зависит судьба человека, приходят с грифом «для служебного пользования».

Увы, в большом потоке мигрантов именно русские люди часто оказываются в ущербном положении. Казалось бы, ни у кого не должно вызывать сомнения, что право на гражданство имеют все русские, где бы они ни проживали. Во многих государствах мира действуют законы о репатриации соотечественников.

Но у нас, к сожалению, многие годы на всех уровнях обсуждается вопрос: принимать или не принимать, а если принимать, то давайте не будем брать, например, стариков, больных или когда-то судимых. Только у нас в один день меняются условия действия международных соглашений по упрощенному порядку получения гражданства. Ну и что же, что вместо трех месяцев гражданство будут получать через полтора года? Люди не знали и приехали? Нет квот, и им нужно по нескольку раз выезжать через границу и снова въезжать? Старики остались на два года без пенсии? Помирают от шока? А нужны ли они нам вообще? Своим денег на пенсии не хватает…

На Аллее Славы Коминтерновского кладбища Воронежа рядом стоят памятники двум военным летчикам, погибшим при выполнении задания, моим землякам из Казахстана. Капитан Носков Олег Викторович родом из родного мне города Усть-Каменогорска, с его отцом мы работали на одном предприятии. Майор Новосельский Виталий Станиславович из города Костаная, — рассказывает Галина Петровна. — Виталий был награжден Орденом за боевые заслуги. Погиб за несколько дней до своей свадьбы. Его отец, в прошлом сам военный техник, обратился ко мне за помощью два года назад. Он и его жена решили переехать жить в город, где похоронен сын. В военкомате им сказали, что если супруги будут гражданами РФ, им будет положена доплата за погибшего сына. Но миграционное законодательство было не на их стороне. Ну не достаточно было заслуг ни сына, ни отца, ни того, что мать родилась в России, ни того, что дочь уже гражданка РФ, чтобы получить гражданство РФ побыстрее. Единственное, что сделали для них руководители УФМС и Управления занятости — включили Новосельских в Программу добровольного переселения. Но и в статусе участников Программы им пришлось ждать больше года. Руководители — высоко, а исполнители действуют по своему усмотрению. То не хватало каких-либо документов, причем всякий раз требовали все новые, то в них «выплывали» какие-то ошибки, то ждали начала действия новой программы, потому что в старую не успели пройти. И вот только на днях они смогли подать документы на такое долгожданное гражданство РФ. Как же мне стыдно и больно было смотреть Новосельским в глаза! В эти же дни ушли из жизни еще два наших казахстанца. Оба — заслуженные люди, отдавшие все годы своей жизни на благо СССР. И того, и другого подкосило многомесячное ожидание гражданства. Один из них этого долгожданного часа так и не дождался.

Почему все эти люди  вдруг оказались для нас чужими?  Чем они виноваты, что в итоге политических игр распалась некогда общая Родина — СССР, и значительная часть наших соотечественников оказалась вдруг за границей, даже не успев это осознать. В результате набирающего силу национализма в бывших республиках СССР они и там оказываются чужаками, и Россия не спешит открыть им свои материнские объятия, становясь порой в позу злой мачехи. Вот такой цинизм.

Причем принимать в государственную Программу добровольного переселения соотечественников было велено только молодых и с востребованными профессиями. Непонятно, как это сочетается с тем, что отказ в приеме на работу по возрасту является грубейшим нарушением права на труд.

Но даже если не брать в расчет моральный аспект, а в наш прагматичный век оперировать только понятием целесообразности — нельзя не учитывать вот такое обстоятельство. Именно пожилые люди везут с собой немалые денежные средства, продав все свое имущество, а пенсию получают в России чаще всего минимальную, потому что опять же не могут собрать в других государствах необходимые справки. И живут-то после тяжелейшего переезда совсем недолго.

А в ушедшем 2013 году с проблемой попасть в Программу добровольного переселения столкнулись и молодые. В первые годы ее действия было совсем мало желающих переезжать по Программе. Переселенцы ждали обещанного упрощенного порядка приобретения гражданства РФ и не хотели привязываться к конкретной территории, указанной в этом документе. В прошлом году появились сомнения, будет ли вообще принята новая Программа, а затем, когда она все-таки появилась, но не действовала почти год, начался нездоровый ажиотаж. В одночасье соотечественниками оказались представители практически всех национальностей бывшего СССР. Это и неплохо, что судьбу с Россией решили связать переселенцы из государств бывшего СССР. Но возникли огромные очереди как в странах исхода, так и в РФ. Чтобы принять всех желающих, нужно в разы увеличить количество сотрудников УФМС, более тщательно обучить сотрудников представительств и временных групп за рубежом.

Любые очереди порождают коррупцию. И уже появились продавцы очередей, которые при этом утверждают, что решат все вопросы по участию в Программе, а люди, не имеющие финансовой возможности заплатить посредникам, месяцами не могут «достояться» в нужный кабинет. Растет число отказов, в том числе и русским. В течение года не выплачиваются положенные участникам Программы деньги, а выделенные на следующий год малые средства наводят на мысль, что принимать в Программу будут ограниченное количество желающих, что породит еще больший спрос.

На Общероссийском гражданском форуме, участником которого я недавно была, вопросы миграции обсуждались как первостепенные. На нашей секции долго шел спор, какой же самый главный вопрос в миграции? На первый взгляд казалось, что это трудовая миграция. Но в итоге все правозащитники пришли к единому мнению, что главный вопрос повестки дня в сфере миграционных процессов — это наши соотечественники. Россия должна принять без всяких оговорок потомков тех своих сынов и дочерей, которых сама когда-то по той или иной причине отправила в другие республики и страны.

Сегодня немало россиян покидают страну в поисках лучшей доли. Что ж, каждый имеет право выбора. Тем более нужно ценить каждого, кто решил связать свою судьбу с Россией, и дать ему право на Отечество!

Фото на главной - ria.ru