Просидев два часа на так называемой большой пресс-конференции Вячеслава Гайзера, журналисты «7x7» в очередной раз получили подтверждение одной мысли: если существует риск того, что губернатор будет выглядеть неподготовленным, растерянным и не способным грамотно ответить на острый вопрос, то саму вероятность появления этого вопроса надо свести к минимуму. Недавно редакция интернет-журнала предложила читателям задать свои вопросы Главе, которые корреспонденты сайта были готовы озвучить сегодня. Однако такой возможности им просто не дали. «7х7» представляет репортаж о пресс-конференции, после прочтения которого станет понятно, почему Вячеслав Гайзер предпочитает общаться в таком формате и почти всегда избегает интервью один на один с журналистами независимых изданий.

Фото Максима Полякова

Как только открылась дверь, все засуетились. Журналисты ринулись в большой зал Администрации главы и правительства Коми, где через несколько минут должна была начаться пресс-конференция Вячеслава Гайзера. Некоторые завсегдатаи из «губернаторского пула» (журналисты, освещающие деятельность первого лица республики) заняли место в первом ряду, чтобы, по уже сложившейся традиции, смотреть на номинального хозяина Желтого дома вблизи, улыбаясь, кивая в знак согласия с его словами. Корреспонденты информационных агентств стали включать и настраивать гаджеты, чтобы сообщить о несомненно важных и значимых заявлениях главы быстрее конкурентов. Со специального столика начала быстро расходиться вода в бутылках, приготовленная для того, чтобы у журналистов в ответственный момент не пересохло горло.

Модератор пресс-конференции, руководитель пресс-службы губернатора Роман Квашнев уже расположился за столом и напоследок напутствовал присутствующих.

Три минуты до старта. Фотографы встали напротив входа в зал, чтобы запечатлеть проходку Вячеслава Гайзера к своему месту. Им еще раз напоминают: как только он дойдет до середины, все должны разбежаться в разные стороны. «Иначе вы попадете в кадр», — объясняют коллегам сотрудники телеканала «Юрган», который собирается начать прямую телетрансляцию. Фотографы с пониманием кивают, дверь открывается.

Гайзер идет легко, свободно, расслаблено. Его появление срежиссировано в лучших путинских традициях: он здоровается со знакомыми журналистами, протягивает им руку, улыбается. Разве что не машет. Фотографы бойко бросаются врассыпную, губернатор по-хозяйски располагается за столом, действо начинается.

* * *

Такие пресс-конференции Гайзера вряд ли можно назвать важным общественным событием. Конечно, на них Глава Коми делает заявления, объявляет о старте или завершении проектов, хвалит или ругает подчиненных. Однако добиться от губернатора правды — в самом широком смысле этого слова — очень сложно.

Во-первых, формат пресс-конференции не подразумевает диалога. У журналистов есть одна попытка задать вопрос. И никаких уточнений. Поэтому они стараются развернуть вопрос как можно шире и, тем самым, отрезать пути для отступления собеседника. Получается не у всех. Да и даже после качественно сформулированных вопросов герои подобных мероприятий могут уходить от ответов, говорить общими фразами или откровенно забалтывать тему.

Во-вторых, Гайзеру наверняка давно известны почти все приготовленные вопросы. За две недели до пресс-конференции журналистов попросили направить их в пресс-службу.

После консультаций и согласований (некоторые из которых, кстати, продолжались в самом зале непосредственно перед началом) были оставлены те, которые позволят губернатору подчеркнуть победы и нивелировать поражения.

А тут еще и прямой телеэфир. В таких условиях давать слово непроверенным людям нельзя. Как бы чего не вышло. Гораздо проще организовать телеспектакль, при подготовке которого, к тому же, не будет недостатка в репетициях.

Поэтому обычно сами пресс-конференции, равно как и прозвучавшие на них заявления, имеют такую же важность для людей, что и, например, снежный городок на Стефановской площади: обсудить на перекуре и забыть.

* * *

Оказалось, что помимо корреспондентов, которые присутствовали в зале, свои вопросы приготовили и журналисты из Санкт-Петербурга. Телемост связал Желтый дом и представительство ИТАР-ТАСС, откуда они и выходили на связь.

Первый вопрос как раз задала «девушка из телевизора», попросившая назвать наиболее яркие моменты реализации социально-экономического развития республики, к которым приложил руку губернатор. Вячеслав Гайзер отнес к «ярким» событиям только положительные итоги своей работы, например, рост объема промышленного производства более чем на 2% (выше, чем по стране) или то, что темпы роста в обрабатывающей промышленности превысили показатели добывающей отрасли. Однако глава региона упустил все, что было со знаком «минус». Интернет-журнал «7х7» решил восполнить этот пробел, чтобы у читателей сложилась более полная картина.

* * *

Вопросы, которые задавали журналисты, можно условно поделить на три части: важные, ожидаемые и «неужели у вас нет более важного вопроса?».

К третьей категории можно отнести вопрос журналиста из Санкт-Петербурга, который поинтересовался о том, какие спортсмены из Коми имеют наибольшие шансы попасть на игры в Сочи. Вячеслав Гайзер честно признался, что фамилий не помнит, и ограничился дежурной фразой о том, что он надеется, что представители Коми войдут в состав.

Удовлетворен ли губернатор игрой футбольного «Спартака» в этом сезоне — поинтересовался сотрудник агентства «Комиинформ». Гайзер ответил, что ему игра красно-белых нравится, футболисты несомненно достойны чемпионского титула.

Журналист телеканала «Юрган» сослался в своем вопросе на слова Путина, который недавно заявил, что власть должна быть ближе к народу. Главу попросили объяснить, а как он понимает эти слова. Оказалось, что так желаемая близость достигается всего лишь отсутствием многолетней очереди на личный прием к чиновнику (а в Коми было и такое — это сказал сам Гайзер). Это и «все форматы обратной связи», и возможность пообщаться с чиновником не в кабинете, а на улице. Ну и, конечно, чтобы стать ближе к народу, чиновники, по завету Вячеслава Гайзера, должны давать внятные ответы людям, а не отписки.

Вопрос о том, каким же будет 2014 год (два предыдущих, напомним, были посвящены молодежи и спорту), ждали многие. И он прозвучал спустя примерно половину заседания. Глава объявил 2014 год Годом здорового образа жизни.

«Год спорта оставили на второй год», — сразу же дали альтернативную оценку эффективности в твиттере.

Про патриотизм спросила главный редактор газеты «Красное знамя Севера», а губернатор ответил, что «патриотизм — это не пустой звук в республике», разбавив пафос своей речи данными о том, что количество уклонистов в республике снижается, а поддержка поисковых отрядов — нет.

Ожидаемыми были вопросы от журналистов районной прессы. Каждый спросил о самой больной теме. Девушка из Печоры поинтересовалась, когда же будет закончено строительство важной дороги «Том – Керки», которая связывает сразу три района. Глава Коми признался, что в бедах сельчан виноваты сосногорские чиновники, которые вовремя не отмежевали землю. А когда вмешались регионалы, то выяснилось, что «вопрос выеденного яйца не стоит». Деньги уже выделены, но вот когда дорога будет открыта, пока неизвестно.

— Когда будет нормальная реальная власть на Удоре? — прямо и понятно спросил журналист из Удорского района.

Вячеслав Гайзер заметил, что новый хозяин (то есть наемный менеджер) появится в феврале. От старого руководителя его будет отличать адекватная профессионализму ответственность.

* * *

По-настоящему важных вопросов на пресс-конференции было немного. О коррупции во власти и странных кадровых решениях спросил журналист газеты «Невское время» Игорь Бобраков. В частности, его интересовало, почему бывший руководитель Агентства РК по управлению имуществом Ярослав Зиняк продолжал в течение месяца занимать свою должность, хотя суд признал его виновным в превышении должностных полномочий.

Про работу инвестиционной компании «Таврический» в Коми спросил журналист «Красного знамени» Валерий Черницын. (В числе сотрудников «Таврического» — Александр Васильевич, Валентина Алексеевна и Максим Александрович Самойловы (генеральный директор). С 2012 года членом Совета Федерации от Главы Республики Коми является бывший депутат Государственной Думы Евгений Александрович Самойлов). Глава Республики назвал ее деятельность эффективной.

Главный редактор ухтинской телепрограммы «День» Наталья Крутских поинтересовалась о возможном строительстве недалеко от города пункта захоронения радиоактивных отходов. Вячеслав Гайзер пообещал, что без общественной экспертизы этот проект не будет реализован. Ухтинский общественник Валерий Чупров со скепсисом отреагировал на это заявление.

О том, будет ли оказана поддержка моногородам, спросила журналистка из Емвы. В отсутствии такой поддержки, по мнению Вячеслава Гайзера, виноваты федералы, которые тормозят принятие специальных программ. Ждать их утверждения, вроде как, осталось недолго. Сам Путин попросил вернуться к этому вопросу, заметил губернатор. А чтобы скрасить это ожидание, он намекнул всем жителям моногородов в Коми заняться малым и средним бизнесом. Ведь программы самозанятости, по данным Главы Республики, оказались одними из самых успешных в сельских районах.

Журналист газеты «Трибуна» Владимир Овчинников сформулировал самый точный и сильный вопрос пресс-конференции. Он спросил, почему некоторые проекты в Коми делаются «через одно место». А еще поинтересовался, чего Гайзер стыдится.

Оказалось, что Главе не стыдно. По крайней мере, последние четыре года, в течение которых он является Главой региона.

— Можно ли было сделать больше и лучше? Теоретически, наверное, да, — впервые на пресс-конференции высек сам себя губернатор, но тут же исправился, — но история не знает сослагательных наклонений.

Довольно мягкую формулировку Гайзер выбрал для оценки провальной кадровой работы. Этот вопрос, по его словам, «не удалось решить до конца». Напомним, за последние четыре года были осуждены или находятся под следствием несколько мэров городов и руководителей администраций районов республики. То, что «не удалось решить до конца» Главе Коми, доведет до логического завершения суд.

* * *

— Коллеги, я благодарю вас, — попытался завершить пресс-конференцию Роман Квашнев, но его перебил Глава.

— Давайте еще один вопрос, — выбился из регламента губернатор.

Когда пресс-конференция была завершена по-настоящему, Валерий Черницын подскочил к столу главы и эксклюзивно для «Красного знамени» поинтересовался, есть ли у Гайзера амбиции вновь стать номинальным хозяином Желтого дома.

— Я уже неоднократно говорил, что есть три составляющие, при которых я приму решение. Первое — это доверие Президента, второе — это доверие партии, и третье — доверие жителей республики. Отсутствие хотя бы одной из этих компонент скажет о том, что моя работа признана неэффективной, и сделает поддержку моей кандидатуры неполноценной, — сказал Гайзер «Красному знамени».

* * *

Журналистам «7х7» так и не предоставили права задать свой вопрос Главе Коми. Хотя все формальности корреспондентами были соблюдены: подана заявка, заранее отправлены вопросы (которые прислали читатели интернет-журнала), журналисты пытались обратить на себя внимание руководителя пресс-службы губернатора.

Сам же Роман Квашнев перед началом пресс-конференции напомнил правило: одно издание — один вопрос. И тут же его нарушил. Три студента Сыктывкарского государственного университета, которые, по всей видимости, в будущем станут журналистами, задали четыре вопроса.

«7х7» публикует список тем, которые больше всего волновали читателей интернет-журнала, но так и не прозвучали на пресс-конференции.

1. Прокомментируйте отток населения из Коми. Назовите действия региональных властей, которые позволяют повлиять на эту ситуацию.

2. Дайте оценку работе Госсовета Коми и назначению на пост председателя Игоря Ковзеля, который прожил в Коми лишь несколько лет.

3. Федеральная земля, находящаяся на полу у перекрестка поворота на В. Чов, передана под строительство жилья для малоимущих граждан (200 тысяч кв. метров), и под это есть постановление правительства РФ о создании кооперативов для особой категории граждан, куда входят учителя, врачи, многодетные, военные и т. д.

Однако эта земля отошла Поздеевской фирме Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара, которая раздает землю частным застройщикам. Ни один кооператив для указанных граждан не создан.

На каком основании Федеральная земля, предназначенная и выделенная на конкретные категории граждан, чтобы они сами строили жилье через ЖСК, отдали частным застройщикам, которые потом тем же учителям и врачам будут продавать в три цены?

4. Прокомментируйте медленное продвижение очереди на предоставление социального жилья.

5. Насколько высоко качество муниципального управления в свете последних уголовных дел, в которых фигурируют чиновники?

6. В колониях республики Коми находится много так называемых инорегионалов (людей, которые родились и выросли не в Коми). Эта ситуация провоцирует несколько проблем. Во-первых, эти люди, выходя из заключения, зачастую остаются жить в республике и повторно совершают преступления. Или они совершают преступления по дороге домой. Во-вторых, эта ситуация во многом мешает региональным властям начать полноценную работу по социализации бывших заключенных: зачем вкладывать деньги в людей, которые потом могут уехать. Поэтому вопрос: готовы ли вы выйти на федеральные власти с вопросом о том, чтобы изменить систему отправки заключенных и добиться права того, чтобы заключенные оставались отбывать срок в своем регионе?

Выдержки из стенограмма пресс-конференции Главы Республики Коми Вячеслава Гайзера