В Перми прошел двухдневный круглый стол на тему: «Проблемы соблюдения права на труд в исправительных учреждениях». Обсуждение было организовано при поддержке Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации совместно с директоратом по правам человека и анти-дискриминации Совета Европы.

Перед круглым столом члены ОНК посетили пермскую женскую ФКУ ИК-32. В данной колонии заключенные работают на швейном производстве.

После этого в здании администрации колонии, были обсуждены условия труда заключенных. В ходе своих выступлений участники затронули вопросы низкой оплаты труда, высоких норм выработки продукции, аттестацию рабочих мест и вредность условий производства.

На следующий день обсуждение было продолжено, а по его результатам сформулированы основные проблемы, связанные с трудовыми правами заключенных, и возможные пути их решения. Среди основных проблем было отмечено несоответствие реальной и документальной отчетности, нарушение правил охраны труда заключенных, отсутствие инструктажа, неурегулированное ценообразование в магазинах, несоблюдение права на отпуск и многое другое.

В обсуждении принимали участие члены ОНК Пермского края, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Кировской областей, специалисты объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф», руководство ФКУ ИК-32, сотрудники прокуратуры, руководитель правового отдела Фонда «Общественный Вердикт», советник Уполномоченного по правам человека в РФ, а также сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

Член ОНК по Кировской области Михаил Плюснин рассказал «7x7» свои впечатления от поездки:

— В Пермь я ехал с несколькими целями. Первым делом познакомиться с коллегами из других регионов. Произошла смена председателей, новые интересные люди появились. Очень интересные и своеобразные. Второе — тема была заявлена интересная. Трудовые отношения в ФСИН, заработная плата и все с этим связанное — к этому мы только подходим, а в других регионах есть глубокие исследования. Третье — возможность посмотреть женскую колонию не нашего региона. Наши маленькие, домашние такие... А здесь колония более чем на 1000 женщин. Много любопытного показали, и даже вписали в журнал проверки замечания по увиденным нарушениям, хотя пробежались с чрезвычайно краткой экскурсией по территории колонии. Сейчас знаю немного больше, будет интересно вновь посетить наши женские колонии, сравнить. Притом, что УИК, вроде бы, один на территории великой неделимой России, а вот трактуют его в каждом субъекте по-разному. И да, ожидания от поездки оправдались. Немного даже сверх того. Узнал, как наша работа сопрягается с законотворчеством — поправки в законы разрабатываются не так быстро, как хотелось бы, но рабочие группы трудятся, и, может, потихоньку станет лучше. Но самый главный вывод — ФСИН по-прежнему считает труд самым главным средством работы с осужденными. Не потому, что они в процессе этого труда перевоспитываются. А потому, что если трудоустроено в колонии будет 10%, то с оставшимися в отрядах не трудоустроенными некому будет заниматься воспитательной работой. Сократили этих людей за ненадобностью. Нет работающего механизма ресоциализации. Поэтому и загружают осужденных любой работой, за копейки, лишь бы они без дела не сидели. А в условиях рыночных отношений такой патернализм долго продержаться не сможет...