По словам одной из студенток Сыктывкарского медицинского колледжа, именно учащиеся заведения изъявили желание прослушать лекцию на антивоенную и антифашистскую тематику. Формальным поводом пригласить общественника Игоря Сажина стала годовщина Хрустальной ночи (серия спланированных атак на евреев в нацистской Германии в ночь с 9 на 10 ноября в 1938 году). Председатель КПК «Мемориал» 6 ноября прочитал первую лекцию, которую посетили около 60 студентов первого курса.

— Лекция была ориентирована на антивоенную тему. Прежде всего, я рассказал, в чем заключаются ужасы войны. Ведь ее порождением является фашизм. Посыл был в том, что все скотское и животное, что вылезает из человека, надо контролировать. При этом я ничего не требовал от детей, а оставил вопрос открытым и предложил им выбор. Лекция вызвала интерес у тех учащихся, которые там были, — рассказал Игорь Сажин.

Сегодня общественник должен был прочитать еще одну лекцию на эту же тему, но для студентов третьего курса. Устная договоренность об этом была достигнута между студентами и куратором одной из групп. Однако встречу отменили. Когда студенты стали интересоваться, почему это произошло, руководство учебного заведения отметило, что Игорь Сажин не сможет выступить перед студентами, даже если КПК «Мемориал» пришлет письменное предложение об этом.

— Я не знаю, кто планировал эту лекцию, ее нет в плане. Я не знаю, о чем вы вообще говорите, — прокомментировала ситуацию по телефону заместитель директор по учебно-воспитательной работе колледжа Ольга Малышева.

— Если группа хочет провести какое-то мероприятие для себя, никаких проблем никогда не возникало. Я не знаю, почему они стали упираться в этот раз, — отметила одна из студенток учебного заведения.

Игорь Сажин считает, что реальной причиной отмены лекции могла стать просьба в адрес руководства колледжа извне.

— Я знаю, как устроены учебные заведения, и знаю, что они заинтересованы в хороших этических беседах. Я не верю, что в медколледже была какая-то другая, кроме внешней причины, чтобы отказать в лекции. Скорее всего, руководство приняло решение под внешним давлением. Какое это внешнее давление, мне не понятно. Но, скорее всего, оно шло от властей, — сказал общественник.