Доступ в обычные региональные СМИ этим людям, как правило, закрыт. Между тем марийские коммунисты представляют на сегодня, пожалуй, единственную массовую альтернативу местной «Единой России»: отделения во всех районах и достаточно стабильное членство в рядах партии. Кроме того, они — официальная парламентская оппозиция, правда, практически лишенная голоса и, кажется, отчаявшаяся как-то повлиять на развитие событий в абсолютно подконтрольном другим силам Государственном Собрании Марий Эл. О парламентской и не парламентской деятельности «7x7» общается с секретарем Марийского рескома КПРФ и депутатом Государственного Собрания республики Геннадием Зубковым.

 
 
— Во-первых, о парламентской деятельности: почему коммунисты из регионального отделения КПРФ не организуют фракцию в Государственном Собрании Республики Марий Эл?
 
 
 
 
— Хотелось бы отметить, что по существующему Закону РМЭ «О статусе депутата Государственного Собрания» особых преимуществ создание фракции не дает. Руководитель фракции не является членом Президиума Госсобрания, в который входят, кроме председателя и его заместителей, председатели Комитетов парламента, в отличии от Государственной думы РФ, где руководитель фракции действительно является важной политической фигурой. Кроме того, в 2009 году при формировании парламента часть наших депутатов отсутствовала в республике, и мы не смогли оперативно собраться на организационное собрание. Тем не менее мы до заседания сессии обсуждаем вопросы повестки дня и принимаем коллективное решение о голосовании по конкретным вопросам, рассматриваемым на сессии.
 
— Со слов Главы Марий Эл мы знаем, что коммунисты в республике — неконструктивная оппозиция, и ваш неконструктивизм заключается в основном в позиции «воздержания» при голосовании по наиболее принципиальным для КПРФ вопросам, таким как бюджетная политика…
 
— За все время правления г-на Маркелова я не слышал ни одного положительного слова в адрес коммунистов. К этому мы привыкли и особо не обращаем на это внимание, или даем достойный ответ через свою партийную газету «Голос правды» и наш сайт в Интернете. Мы не только воздерживаемся при голосовании, но и голосуем против ряда законопроектов, выносимых Правительством республики для утверждения парламентариями. Например, на последней сессии депутаты-коммунисты голосовали против излишних, на наш взгляд, «привилегий» членам Конституционного суда РМЭ и по пенсионному обслуживанию Главы республики. Мы, если посмотреть стенограммы сессий Госсобрания, голосуем и против бюджета если он, на наш взгляд не направлен на улучшение социально-экономического положения республики и воздерживаемся, если мы не согласны с отдельными статьями бюджета.
 
— КПРФ является наиболее действенной массовой организацией в республике, способной создать значительный корпус наблюдателей на выборах. Вы фиксируете нарушения на выборах, а какова дальнейшая судьба этих нарушений. Доходят ли они до местных судов?
 
— На каждые выборы мы направляем на избирательные участки и избирательные комиссии всех уровней большой отряд коммунистов и своих сторонников, «закрывая» практически все участки. Да, нарушений выявляется очень много, но наше законодательство настолько противоречиво по этому вопросу, что надо проявить немало терпения в сборе конкретных доказательств, чтобы довести дело до логического конца. Приведу пример: глава одного из сельских поселений предложил нашему наблюдателю деньги в сумме 3000 руб. и бутылку водки, чтобы он «закрыл» глаза на голосование на дому. Обратились в милицию, подразделение Следственного комитета, но они приехали только к вечеру, а не ко времени получения данного «подарка», а позднее оказалось, что на купюрах и бутылке нет четких отпечатков пальцев. Довели дело до суда на двух председателей УИК в городе Волжске. Суд встал на нашу сторону, а прокуратура опротестовала эти решения, ссылаясь на процедурные нарушения. Наш наблюдатель в том же Волжске грудью закрыл урну от вброса бюллетеней, призывал на помощь сотрудников полиции, дежуривших на участке. И что же — нарушители спокойно удалились. Если вся система выстроена только на победу одной партии, то исправить сложившуюся ситуацию крайне сложно.
 
— Какие планы у местного отделения КПРФ на ближайшие выборы 2014 года, и считаете ли Вы, что изменения, вносимые в избирательное законодательство, повышают шансы марийских коммунистов на более реальное представительство в органах законодательной власти?
 
— Безусловно, Марийское республиканское отделение КПРФ и его местные отделения примут участие в выборах сентября 2014 года. Но что это будут за выборы? Заблаговременно в Уставы муниципальных районов, где число депутатов в районных Собраниях было 20 или более, внесены изменения, в соответствии с которыми прямых выборов не будет, а они будут избираться от Собраний депутатов сельских и городских поселений. В Государственной думе РФ второе чтение прошел так называемый «Закон Клишаса», в соответствии с которым, вернее, с поправками в действующее избирательное законодательство, упраздняются выборы по пропорционально-мажоритарной системе (т.е., когда 50 процентов депутатов избираются по партийным спискам, а 50 процентов — по одномандатным округам в городских округах «Город Йошкар-Ола» и «Город Волжск»). Этими же поправками предусматривается, что марийский парламент будет избираться в следующей пропорции: 25 процентов депутатов — по партийным спискам, а 75 процентов — по одномандатным округам. Все это сделано только для того, чтобы в условиях использования административного ресурса и «толстого» кошелька дать преимущество «Единой России» и представителям ОНФ. Этим же целям служит метод Империале при распределении голосов, отданных за партии, не преодолевшие установленный процентный барьер. Но даже в такой ситуации мы не опускаем руки и будем биться за своего избирателя и своих кандидатов, которых мы намерены выдвинуть в сельские и городские поселения, Собрания депутатов двух городских округов и, конечно же, в Государственное Собрание.
 
— Кого марийские коммунисты считают своими союзниками — в Госсобрании и шире — среди существующих в Марий Эл общественно-политических сил и партий?
 
— В Госсобрании представлены три политические партии: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. Как голосуют их представители, хорошо известно. Бывает, что в кулуарах иные депутаты соглашаются с нашей позицией, но голосуют так, как им сказали. Бывает, что при тайном голосовании в урне находятся еще бюллетени с отметкой «против», кроме наших. Но назвать таких людей союзниками нельзя. У нас существуют неплохие отношения с «Марий ушем», рядом общественных организаций и инициативных групп. 
 
— Вот Вы упомянули свой сайт и партийную газету. Но в республике существуют официальные и относимые к ним средства массовой информации, рассчитанные на максимально возможную аудиторию. И вот судя по ним, коммунистов в Марий Эл вообще нет. В курсе ли Вы т.н. «списков умолчания», которыми негласно руководствуются республиканские СМИ?
 
— Я не могу говорить от имени других партий и общественных организаций, но что касается недопуска к проправительственным СМИ нашей партии — это факт для нас очевидный. Это касается и «Региона 12», газет «Марийская правда» и «Марий Эл», большинства районных СМИ. К лучшему изменилась за последние два года ситуация с освещением наших мероприятий  в программах ГТРК «Марий Эл». 
 
— Неполитические движения и деятельность гражданских активистов. Замечает ли марийское отделение КПРФ подобную активность в республике и как оценивает ее?
 
— Сразу после выборов декабря 2011 года достаточно ярко в Йошкар-Оле завило о себе представительство «Левого фронта», Что в конечном итоге вышло им боком. Активисты подверглись репрессиям со стороны силовых структур. Радует растущая активность жителей республики, особенно молодежи, в сети Интернет. Но единого Координационного органа, сумевшего объединить все оппозиционные силы, в республике пока нет. Но он обязательно будет, таково, по крайней мере, мое мнение.
 
— И снова к Госсобранию — в чем значение 6 депутатских мандатов, которые имеет КПРФ в местном законодательном органе — что в силах оппозиционного меньшинства? И какое число депутатских мандатов может считаться оптимальным и действенным  в случае, если мы говорим о меньшинстве?
 
— Значение наших депутатских мандатов в Госсобрании республики, на мой взгляд, в том, что наши избиратели должны знать, что есть люди, которые, несмотря на все трудности и препоны, готовы отстаивать их чаяния и запросы; что есть партия, которая даже в условиях антикоммунистической истерии, развязанной определенными силами, готова отстаивать свои программные цели и установки. Ну, что тоже немаловажно, является хорошим раздражителем для республиканской власти.
 
— Бюджет республики нынешнего года основан на оптимистическом прогнозе Минэкономразвития, сообщают официальные СМИ. А насколько реализуем этот самый оптимистический вариант? Неизменно, позиция марийских коммунистов по поводу принимаемого бюджета — вы не говорите ни да(за), ни нет (против). На чем основывается выбор позиции "воздержались" по этому вопросу?
 
— Ежегодно на сессии Госсобрания вместе с бюджетом мы принимаем прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл. Но никогда Министерство экономики не давало сведения о том, а как он исполнялся за предыдущие годы, т.е. процедура была чисто формальной. И лишь только недавно удалось получить от Министерства информацию об итогах развития республики в прошлом году. Если мы в течение года вносим по нескольку раз изменения в бюджет, то о каких долгосрочных прогнозах может идти речь? Сейчас мы по существу боремся за выживание Марий Эл с учетом предстоящего сокращения финансовой помощи из федерального центра. Что касается нашего голосования по бюджету: ситуация была бы предельно честной и отрытой, если бы голосование проходило постатейно, а не в целом. Тогда бы нашлись и другие противники бюджета из числа наших политических оппонентов.