Как стало известно «7x7», недавно мэрия Сыктывкара внесла поправки в свое постановление «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий», убрав из текста документа норму о запрете проведения таких мероприятий в 150-метровой зоне от входа в здания судов. Вместе с тем столичная администрация распространила запрет на публичные акции даже на том небольшом участке Стефановской площади, который ранее не подпадал под запретную территорию.
 
  Картографическая схема границ территории (выделены черной линией) возле здания Конституционного суда Коми, на которой запрещается проводить публичные мероприятия.  
 
Напомним, вышеназванное постановление было принято администрацией Сыктывкара в конце 2008 года и, в частности, устанавливало запрет на проведение любых публичных мероприятий (в том числе одиночных пикетов, проведение которых не требует согласования с властями) в радиусе 50 метров от входа в здания судов. Нормативный акт был принят в развитие федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором сказано, что публичные мероприятия запрещаются лишь на «территории, непосредственно прилегающей... к зданиям, занимаемым судами» В июле 2011 года в текст постановления внесли поправки, увеличив запретную зону с 50 до 150 метров. А так как незадолго до этого в здание госсовета РК, расположенное на Стефановской площади, переехал Конституционный суд Коми, главная площадь столицы республики почти полностью оказалось недоступной для митингующих. 
 
Ранее «7x7» подробно освещал протестные пикеты общественников Сыктывкара, выходивших к прокуратуре РК с плакатом «Прокуратура, верни Стефановскую площадь митингующим!» и признававшихся в судебном порядке нарушителями злополучного постановления и КоАП РФ (поскольку здание республиканской прокуратуры находится в пределах 150-метровой запретной зоны от входа в здание Сыктывкарского горсуда), а также оправдательные решения, выносившиеся в отношении осужденных пикетчиков зампредом Верховного суда РК Надеждой Боковиковой, которая указывала в своих вердиктах, что пикетирование проводилось за границами земельного участка, определенного полномочными органами в соответствии с нормативными актами в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства для обслуживания здания Сыктывкарского горсуда и обеспечения беспрепятственного осуществления им своих публичных функций.  
 
Массовая реабилитация пикетчиков в судебном порядке, скорее всего, и подвигла мэрию Сыктывкара на внесение изменений в запретительное постановление. Вступившие в силу с момента их опубликования, 22 июля с.г., поправки устанавливают 50-метровые запретные зоны для проведения публичных мероприятий возле зданий, в которых расположены все мировые судебные участки (в этой части произошел возврат к первоначальной редакции постановления 2008 года), а также индивидуальные запретные территории для Арбитражного суда РК, Верховного суда РК, Сыктывкарского горсуда и Эжвинского районного суда Сыктывкара, которые по своим границам практически совпадают с фактически используемыми вышеуказанными судами земельными участками (в данном случае постановление приведено в соответствии с федеральным законом «О собраниях...») и ограничиваются десятью-двадцатью метрами от самих зданий.
 
А вот с зоной безопасности возле здания, в котором размещается Конституционный суд РК, муниципальные чиновники в очередной раз намудрили. Ограничив с тыльной  и боковых сторон здания запретную зону фактически несколькими десятками метров, с фасада здания они расширили ее практически до двухсот — выведя таким образом всю Стефановскую площадь, целиком, из разряда территорий, на которых разрешено проводить публичные акции. Напомним, что ранее часть площади,  удаленная на более чем 150 метров от входа в здание госсовета РК и Конституционного суда, изредка использовалась общественниками для проведения своих мероприятий.
 
«Мне кажется, что новая редакция постановления, устанавливающая запрещенные для проведения массовых собраний прилегающие к судам территории, является издевательством над Верховным судом РК, - не скрывая сарказма, заявил корреспонденту «7x7» сыктывкарский правозащитник Эрнест Мезак. - Из чего можно сделать такой вывод? Если посмотреть на постановление, то получается, что для обеспечения работы Конституционного суда РК, который выносит в течение года порядка 20-30 решений, необходима огромная территория, включающая в себя земли под зданием госсовета РК, правительства РК, всю Стефановскую площадь и сквер рядом со Стефановской площадью. А вот для обеспечения работы Верховного суда РК, который рассматривает, я думаю, больше десяти тысяч дел в течение года, можно ограничиться земельным участком исключительно под зданиями, которые эксплуатирует сам Верховный суд РК. Я так полагаю, что этот участок более чем в десять раз меньше, чем территория, выделенная городскими властями для обеспечения работы Конституционного суда РК. Думаю, что когда у кого-нибудь дойдут руки до обжалования новой редакции постановления, суды общей юрисдикции должны принять факт такого издевательства к сведению и должным образом на него отреагировать».     
 
«Я так думаю, что, в конце концов, все закончится забором, бетонной стеной, за которой власть будет принимать решения, а населению будет позволено возле этого забора стоять и сколько угодно кричать, - прокомментировал «7x7» поправки в муниципальное постановление председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин. - Позиция отгораживания, позиция страха перед населением — это позиция достаточно слабой власти».
 
Сергей Сорокин, «7x7»