Лобовое столкновение с государством произошло в прошлом году. И государство отреагировало   репрессиями, «взбесившимся принтером». Надо понять, если мы не можем менять государство, мы должны менять самих себя.

 

 

Я обозначил для себя четыре института, которые помогут изменить отношение в обществе.

 

Нужно создать институт массовых организаций. Мы говорили об этом на прошлом баркемпе. Может быть, «Мемориал» не та организация, которая могла быть стать массовой. Но могла бы возникнуть массовая организация, где были бы люди, готовые менять городскую среду. В таких организациях мы не будем зацикливаться только на протестах.

 

 

Следующий институт – это институт самофинансирования гражданского общества. Вы знаете о законах «об иностранных агентах». Может мы ещё скажем спасибо за этот дурацкий закон. Ситуация падения цен на нефть ни к чему хорошему не приведет. У среднего класса не будет возможности пережить это без существенных потерь. Мы должны научиться использовать финансовый ресурс гражданского общества.

 

Третий институт – институт негосударственных публичных пространств. Мы привыкли, что все публичные площадки – государственные: музеи, школы, стадионы. В Сыктывкаре нет ни одной частной школы. Почему? Казалось бы, город бы потянул бы одну-две такие школы. У нас нет частных музеев в широком понимании этого слова, то есть н. Когда нет ничего альтернативного, государство будет вести себя как любая монополия. Одна из серьезных задач – помогать и развивать частные публичные пространства.

 

 

Четвертый институт – это институт представительства. Одна из страшных политических проблем  – когда человек попадает во власть, он никого не представляет.  Люди во власти представляют сегодня только самих себя. На выходе мы имеем оппозицию, которая имеет только конфронтационную повестку. Их основной посыл – вы продажные, представляете только самих себя.

 

Все эти институты позволят сформулировать обществу не конфронтационную повестку дня – это ключевая задача гражданского общества. Вот примеры того, как можно формулировать повестку дня, чтобы она была воспринята властью не негативно. На протяжении последних двух лет общество ведет борьбу за Стефановскую площадь.  Есть в городе важный общественный институт, который испытывает проблемы и давление, - это хоккейная команда «Строитель».  Мы согласны на деполитизацию Стефановской площади. Давайте отдадим Стефановскую площадь «Строителю». Там можно устроить каток, и площадь будет приносить прибыль для команды. Мы как бы идем в обход. Мы идем на усиление важного общественного института, которым является команда, и формируем неконфронтационную повестку дня.

 

Второй пример – ЛГБТ-сообщество. Они уперлись в гей-парады. Общество и власть негативно реагирует. Очевидно, что это контрпродуктивно. Им надо легитимизировать свое присутствие. Пусть играют свадьбы. Это тоже дорога в обход, от лобового столкновения.