На продолжающемся в Верховном суде Коми рассмотрении уголовного дела в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» в 2005 году, жертвами пожара в котором стали 25 человек, по ходатайству стороны защиты была оглашена справка ухтинского авиаметеорологического подразделения Рогидромета о северных сияниях, которые можно было наблюдать в небе над Ухтой и ее окрестностями в год трагедии. Официальная информация о северном сиянии не совпала с той, что была изложена следствием в обвинительном заключении.
 
  
 Северное сияние над Ухтой, зарегистрированное метеослужбой 25 августа 2005 года.
Фото: Александр Скорняков/"НЭП"  
 
Подсудимый Фахрудин Махмудов в сегодняшнем судебном заседании напомнил присяжным заседателям о том, что ранее в процессе оглашались показания потерпевшего Антона Коростелева, которые тот давал 3 февраля 2010 года в колонии для пожизненно заключенных «Черный беркут».
 
В частности, признанный судом виновным в поджоге «Пассажа» и приговоренный к пожизненному лишению свободы Антон Коростелев рассказал во время допроса, что в конце апреля-начале мая 2005 года Асрет Махмудов и Валентин Гаджиев, угрожая пистолетом,  вывезли его и Алексея Пулялина из Ухты на территорию кладбища, расположенного рядом с санаторием «Крохаль», где избили и пообещали убить, если они не заплатят им 500 тыс. руб. По версии обвинения, позже вместо требования денег от подростков потребовали поджечь торговый центр «Пассаж», что они, якобы, и сделали. 
 
Подсудимый Махмудов огласил фрагмент тех показаний Коростелва: «Они бросили нас прямо там, на кладбище, и уехали. Мы пошли. Шли по дороге... Шли долго, машины не останавливались. Я еще увидел северное сияние. Пулялину говорю: «Смотри, северное сияние». И я запомнил просто это...».
 
Закончив чтение, Фахрудин Махмудов обратился к председательствующему в процессе Александру Мищенко: «Ваша честь, мой адвокат обращался по метеоусловиям, по северным сияниям. Читаю: «В 2005 году северное сияние наблюдалось 25 августа, 11 сентября, 12 сентября, 27 сентября, 8 октября. В конце апреля-начале мая 2005 года северное сияние в Ухте и окрестностях города не наблюдалось». 
 
- У меня вопрос Коростелеву, - заявил подсудимый, огласив текст справки, заверенной начальником ухтинского авиаметеорологического подразделения Росгидромета, -  Антон, вы поддерживаете те свои показания?
 
- Информация, которая была вам сообщена, только в очередной раз показывает, что мои показания были ложными. Я их полностью не подтверждаю, поскольку ни северного сияния, ни «Крохаля» - ничего этого не было.
 
Напомним, Антон Коростелев и Алексей Пулялин не раз и не два заявляли в судебном заседании о том, что были вынуждены оговорить себя и подсудимых во время следственных действий с ними в ИК-56 в 2010 году, поскольку, давая показания следователю Следственного управления Следственного комитета РФ по Коми Игорю Овсянникову, подвергались психологическому и физическому давлению со стороны начальника оперативного отдела колонии Виталия Колесникова и прибывшего со следователем Овсянниковым высокопоставленного сотрудника МВД по Коми Олега Мансурова.      
 
Ознакомившись со справкой о северных сияниях, представитель гособвинения Алексей Панюков сделал заключение, что представленный документ к фактическим обстоятельствам уголовного дела отношения не имеет.
 
Между тем судья Александр Мищенко был другого мнения, и метеосправку еще раз огласили в присутствии коллегии присяжных заседателей — на этот раз в полном объеме.
 
Сергей Сорокин, «7x7»