Вчера, 2 июля, в Сыктывкарском горсуде состоялось заседание по рассмотрению административного дела, возбужденного в отношении сыктывкарского ученого Юрия Матвеева, которого столичная полиция обвинила в мелком хулиганстве (ч.1,ст.,20.1 КоАП РФ). Скандал случился месяц назад в одном из отделений Сбербанка и начался с того, что  неполучающему по принципиальным причинам российский паспорт ученому отказались на этом основании выдавать пластиковую карту банка.      
 
Вчерашнее заседание началось с того, что судья Валентина Трофимова изложила содержание полицейского протокола об административном правонарушении: «Речь идет о том, что 3 июня в 14 часов в отделении Сбербанка на Куратова, 53 вы совершили административное правонарушение, которое выражалось в крике, нецензурной брани, в отсутствии реакции на замечания, нарушении общественного порядка и неуважении к обществу, что образует состав мелкого хулиганства».
 
- Этого не было, - возразил Юрий Матвеев, работающий в должности старшего научного сотрудника Института химии КНЦ УрО РАН. - Я выражался громко, я выражался нелицеприятно, я сказал, что я думаю о поведении некоторой особы... Если выражения «хам» и «вороватый хам» является административным правонарушением, ну тогда я не знаю...
 
- То есть нецензурной бранью ваша речь не пестрила? - сочла нужным уточнить судья.
 
- Ни в коем случае. 
 
- С кем вы там разговор-то вели? - спросила у Матвеева судья Трофимова.
 
- Ваша честь, дело было так. Я являюсь вкладчикам Сбербанка на протяжении сорока лет. В 1973 году я закончил школу, поехал поступать в МГУ, папа с мамой мне дали 350 рублей, и это был мой первый вклад в Сбербанк... В марте мне предложили оформить карточку на пенсию. Я согласился. Месяц мне ее делали. Через месяц я пришел, а мне сказали: мы ее вам не дадим, у вас не такой паспорт, вы не являетесь гражданином РФ. Это было в апреле. Я написал претензию. Ее отправили в Пермь. Наконец, перед 3 июня я получил отписку из Перми, она у вас приложена. Написано так, что непонятно, почему мне отказали. Полная демагогия, и все... На следующий день, 3 июня, я пришел в банк, тем более что у меня подходил к концу срок моей рабочей пластиковой карты. Я спросил у контролера, к кому мне обратиться, послали к дежурному администратору. Я подхожу: так, мол, и так. Я могу? Ответ был такой: нет, сначала получите паспорт. Я говорю: так вы мне сами предложили. И вот так все началось. Я чувствую, что начинаю разогреваться. Я не люблю хамства, я не люблю, когда...
 
- То есть вы утверждаете, что она начала вам хамить изначально? - спросила Валентина Трофимова.
 
- Нет, но если в ответ на вполне резонный вопрос вот такое обращение с клиентом, поучения начинаются...
 
- А что у вас с паспортом, какая проблема?
 
Юрий Матвеев объяснил, что российский паспорт не получает по принципиальным мотивам, что он обращался к президенту РФ с просьбой о выходе из гражданства, что он хочет, но не может получить статус апатрида.
 
- А дальше было вот что было, - продолжил свой рассказ ученый. - Я говорю, у меня есть карта, на которую я получаю жалование, как и весь наш институт. Через три с половиной недели заканчивается срок ее действия. Я спросил, могу ли я получить карту. Кстати, на карте оставалось 80 тыс. руб. До этого ее  мне уже трижды переоформляли по советскому паспорту, и никаких претензий не было. Мне сказали: «Нет». Я говорю: хорошо, а вклад я могу получить? «Нет». Я возмутился и стал объяснять, что я о ней думаю.  Дальше: «Вон!» «Охрана!». Подошел охранник, выкинуть он меня не решился... Я дождался полиции, поехали на Первомайскую... Там составили этот протокол... Потом мне сказали подойти к подполковнику Михееву. Я подошел, он хотел дело похерить, но я попросил, чтобы делу дали ход... 
 
Пока судья делала записи, г-н Матвеев позволил себе лирическое отступление: «У меня в 1991 году оставалась 12 тысяч тогдашних рублей. Сейчас прошло больше 20 лет, и мне предлагают компенсацию аж 25 или 27 тысяч. Вы хотите сказать, что 12 тысяч советских равносильны 25-ти нынешним? И еще я должен быть гражданином России для этого? Ребята, а вы спрашивали, кто мы есть, когда брали наши деньги?»   
 
К следующему заседанию, назначенному на 11 июля, будет запрошена видеозапись инцидента, снятая камерами видеонаблюдения Сбербанка.
 
Напомним, летом прошлого года страховая компания «СОГАЗ-Мед» отказалась переоформить и выдать Юрию Матвееву полис обязательного медицинского страхования на том основании, что ученый-химик в качестве документа, удостоверяющего личность, предъявил паспорт гражданина СССР, а заполняя бланк заявления, отказался поставить галочку в соответствующей строке о гражданстве, заявив, что признавать себя гражданином России в добровольном порядке не собирается. В настоящее время ученый просит в судебном порядке  обязать ТФОМС Коми незамедлительно выдать ему медполис и вернуть его работодателю — институту химии — удержанные с его зарплаты и перечисленные в фонд денежные средства.
 
Сергей Сорокин, «7x7»