Сегодня в помещении Общественной палаты Коми по инициативе подконтрольных Желтому дому информационных агентств «БНКоми» и «Комиинформ» состоялся круглый стол на тему «Обязательное изучение коми языка в школах: «за» и «против». Но серьезного разговора не получилось, большинство собравшихся критиковали саму постановку вопроса.

Фото Игоря Бобракова


По словам редактора отдела «БНКоми» Марины Вавилиной, взявшей на себя роль модератора, «детонатором» к проведению этого мероприятия послужило открытое  письмо жительницы села Выльгорт Ольги Луневой Главе Коми Вячеславу Гайзеру. В нем автор послания признается, что ее, мать будущего первоклассника, не  устраивает решение Министерства образования Коми о введении с 2011 года обязательного изучения коми языка для всех первоклассников. Она считает, что это несправедливо по отношению к русскоязычным, составляющим 70 процентов всего населения республики. Кроме того, по мнению женщины, изучение коми языка будет идти в ущерб другим предметам. А главное, она не понимает, для чего все это нужно.


Марина Вавилина в ходе разговора также сообщила, что согласно опросу,  проведенному в Интернете, более 56 процентов считают, что изучать коми язык можно только на добровольной основе, более 24 процентов вообще против его изучения и только 20 процентов – категорически за.


Ряд участников круглого стола поставил под сомнение репрезентативность такого опроса, но этнополитолог, доктор исторических наук Юрий Шабаев заявил, что опрос, проведенный в Коми по заказу минрегиона, дал такие же результаты.


И все-таки заместитель министра образования Коми Наталья Студиград сочла саму постановку вопроса некорректной. По ее словам, в республиканском законе об образовании четко сказано, что в общеобразовательной школе, имеющей государственную аккредитацию, русский и коми языки, как государственные,  изучаются в обязательном порядке. Кроме того, есть закон о государственных языках. И в рамках этого нормативно-правового поля и строится образовательная система. Замминистра также напомнила, что в 22 субъектах федерации в школах наряду с русским изучают и язык коренной нации региона.

Фото Игоря Бобракова



– Людей не устраивает не то, что коми язык надо изучать, а те формы и методы,  которыми он внедряется в процесс образования, – заявил Юрий Шабаев. – Нет  разработанной методики, нет нормальных учебников, учителя заставляют учеников учить язык по словарям. Нет и достаточного количества хорошо подготовленных учителей.


По мнению ученого, внедрять язык надо было «последовательно и плавно».


– А вот такая кавалерийская атака вызывает справедливое недовольство, – отметил
этнополитолог.

Фото Игоря Бобракова


На это Наталья Студиград возразила, что никакой «кавалерийской атаки» не было. Программы по изучению коми языка начали разрабатываться двадцать лет назад. Подготовлены и выпущены учебники, хотя некоторые сейчас и не соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Но только на этот год выделено 13 миллионов 650 тысяч рублей на то, чтобы выпустить более совершенные учебники.

Фото Игоря Бобракова


Ее поддержала депутат Госсовета Коми Людмила Афанасьева, заявив, что переходный период был очень большим. И в тот период, когда он еще не был обязательным, три ее внука учили коми язык с первого класса. Они, правда, не говорят на нем, но понимают его. И к тому же изучение коми языка помогло им изучить английский язык.


В этом же духе высказалась начальник отдела государственных языков Министерства национальной политики РК Светлана Козулина:


– Я согласна, что должны быть разные формы изучения языка, надо совершенствовать материальную базу, работать над кадрами. Но в то же время я считаю, что если мы пытаемся воспитать настоящего патриота земли Коми, который не нацелен на то, чтобы быстрее свалить из республики, изучение языка необходимо.


Никто из участников круглого стола обязательность изучения коми языка не поставил  под сомнение. Зато досталось инициаторам этого мероприятия.

Фото Игоря Бобракова


– Письмо Ольги Луневой направлено Главе республики, так это Глава республики вам поручил вынести на обсуждение этот сложный вопрос межэтнических отношений? – поинтересовалась ректор Коми государственной академии госслужбы и управления
Нина Нестерова. – Сегодня вечером пойдет просто массированное освещение этого мероприятия в средствах массовой информации. А вопрос совершенно не проработан.


То же самое считает исполнительный директор Общественной палаты Коми Галина
Кравченко:

Фото Игоря Бобракова


– Нельзя по-обывательски относиться к вопросу изучения коми языка. Ставить так вопрос  просто страшно. Я не поленилась и почитала отзывы в Интернете. Там же просто пахнет разжиганием межнациональной розни!


Только Юрий Шабаев выступал за честный и откровенный разговор по этой теме:


– Эта проблема очень острая и не надо ее закрывать. Было бы полезно провести  такой круглый стол с участием общественности, пригласить заинтересованных  людей, родителей учеников. Тогда будет совсем другая аура. Подумайте о людях, господа!


Завершил дискуссию председатель Конституционного суда Коми Владимир Кретов:

Фото Игоря Бобракова


– Я так и не понял, зачем мы собрались. Мне показалось, что я присутствую на совещании в минобразе – надо лучше учебники выпускать и так далее. Но ведь обязательному изучению языка нет альтернативы, потому что есть Конституция, и есть законодательство. Я до сих пор не понимаю, зачем я изучал в школе химию, биологию и математику. Эти предметы мне совершенно не пригодились в жизни. А чем изучение коми языка хуже немецкого? Да ничем не хуже. Есть общеобразовательные стандарты, и их надо выполнять.