Сегодня, 21 декабря, в Сыктывкарском горсуде началось рассмотрение апелляционной жалобы на постановление мирового судьи, поданной Эрнестом Мезаком в интересах гражданской активистки Марины Седовой, которая летом этого года была признана виновной в неповиновении сотрудникам полиции и провела двое суток в сыктывкарском спецприемнике.
 
Фото Андрея Шопши/"КЗ"   
 
Напомним, 9 июля с.г. гражданская активистка Марина Седова и член Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Семен Терешонков приковали себя цепью к фонарному столбу, установленному на Стефановской площади Сыктывкара поблизости от здания администрации главы Коми, в котором расположена также приемная так называемого президента РФ Владимира Путина в РК. Своей акцией молодые люди хотели напомнить окружающим о принятом ровно год назад незаконном постановлении сыктывкарской администрации, из-за которого Стефановская площадь столицы Коми стала недоступна для проведения публичных мероприятий, а также о поддержанных Путиным антиконституционных изменениях в федеральное законодательство о собраниях.
 
Перекусив гидравлическими ножницами цепь, с помощью которой участники акции приковали себя к столбу, сотрудники патрульно-постовой службы полиции (ППСП)  потребовали от них пройти в служебную машину, причем к г-же Седовой, отказавшейся выполнить это требование, была применена физическая сила. В дежурной части УМВД по Сыктывкару в отношении пикетчиков были составлены протоколы о совершении ими административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ ("Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"), а Марину Седову привлекли к административной ответственности еще и за неповиновение сотрудникам полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ). Рассматривавшая дело мировой судья Куратовского судебного участка Юлия Малышева признала г-жу Седову виновной в обоих инкриминируемых ей правонарушениях, наказав ее за второе двумя сутками ареста, которые  пикетчица провела в камере спецприемника.
 
Сегодня в Сыктывкарском горсуде началось рассмотрение жалобы, поданной представителем г-жи Седовой членом КПК «Мемориал» Эрнестм Мезаком на решение мирового судьи, признавшей гражданскую активистку виновной в неповиновении сотрудникам полиции. Сначала судья Надежда Колосова огласила текст жалобы, в которой указывается, что судебное постановление является незаконным и нарушает права административно наказанной, гарантированные ей статьями 5, 6, 10 и 11 Европейской Конвенции по правам человека. В частности, автор жалобы указывает на то, что мировым судьей было проигнорировано то обстоятельство, что задержание г-жи Седовой «было следствием непропорционального ограничения сотрудниками полиции ее прав на свободу мирных собраний и свободное выражение своего мнения» и «права на свободу и личную неприкосновенность», «что прекращенное полицией пикетирование имело весьма важную общественную цель, носило мирный характер и не создавало кому-либо каких-либо неудобств». Кроме того, по мнению г-на Мезака, ограничивая личную свободу его доверительницы требованием пройти в служебный автомобиль полиции, сотрудники ППСП нарушили федеральный закон «О полиции».
 
Получив слово, Эрнест Мезак зачитал суду выдержки из федерального закона «О полиции» и устава ППСП: «Полицейский при общении с гражданами обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина свое служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения».
 
- А что не было сделано? - прервала чтение судья Колосова.
 
- Причина и цель обращения не были объяснены и не были, насколько я понял из видеозаписи, названы должность, звание и фамилия, - ответил г-н Мезак, после чего вновь обратился к тексту вышеназванных документов, из которых следовало, что, если нарушитель на сделанное ему замечание реагирует возбужденно, то нужно дать ему время успокоиться и объясниться по поводу неправомерных действий, а потом разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативно-правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола и доставлении нарушителя в отдел внутренних дел. 
 
- Ни одно из этих требований не было выполнено, - закончив чтение, констатировал Эрнест Мезак..- Они просто подошли и сказали: иди в машину. Повторили три раза. А зачем идти, почему идти, с какой стати идти? Объяснено не было... Но нету у граждан обязанности пройти в автомобиль. Обязанность идти в машину возникает только в контексте реализации какой-то процедуры, о которой вообще ничего не было сообщено. То есть смыл обращения был такой; иди в машину, дура.
 
Выступление г-на Мезака прервал приход опоздавшего к началу судебного заседания представителя УМВД РФ по Сыктывкару, который с места в карьер предложил перенести заседание на более поздний срок.
 
- Хотите отложить разбирательство в связи с тем, что юриста нет?  - спросила судья.
 
- Нет, в связи с тем, что я не в курсе, - ответил подполковник полиции.
 
- Не в курсе? - переспросила судья. - Так вы вроде были в прошлый раз (имеется ввиду также перенесенное первое заседание по настоящему делу - «7х7») .
 
- Ну да, но я тогда тоже был не в курсе. 
 
Выяснив, что Эрнест Мезак не имеет ничего против отложения дела, судья Надежда Колосова перенесла заседание на 15 февраля следующего года.
 
Сергей Сорокин, «7x7»