На продолжающемся в Верховном суде Коми рассмотрении уголовного дела в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» в 2005 году, жертвами пожара в котором стали 25 человек, вчера в очередной раз был допрошен один из ключевых свидетелей стороны обвинения - бывший милиционер и бывший же начальник службы безопасности ухтинского развлекательного центра «Домино» Игорь Могилевич. Судебный день ознаменовался признанием г-на Могилевича в том, что прежние его показания были ложью, а также задержанием после окончания судебного заседания адвоката Виктора Козлитина, представляющего интересы осужденного на пожизненное заключение за поджог «Пассажа» Алексея Пулялина.

Виктор Козлитин и его подзащитный Алексей Пулялин во время оглашения приговора по делу о поджоге "Пассажа" в 2009 году. Фото Андрея Влизкова/"ЗЖ".

Заседание началось с того, что судья Александр Мищенко отклонил ходатайство потерпевших о восстановлении видеозаписей камер наружного наблюдения принадлежащего г-дам Махмудовым и расположенного напротив сгоревшего «Пассажа» магазина «Строймаркет», сделанных в трагический день 11 июля 2005 года.

Затем состоялся опрос одной из потерпевших, которая ничего существенного участникам процесса не сообщила.

После этого представитель гособвинения Юрий Овчинников известил суд о том, что «стороной обвинения обеспечена явка повторно свидетеля Могилевича Игоря Анатольевича, который находится в здании суда в связи с тем, что сторона обвинения имеет дополнительные вопросы к нему».

Напомним, согласно обвинительному заключению, Игорь Могилевич был свидетелем происшедшего в марте 2005 года у развлекательного центра «Домино» конфликта между признанными Верховным судом Коми поджигателями «Пассажа» и являющимися потерпевшими по рассматриваемому делу Алексеем Пулялиным и Антоном Коростелевым, с одной стороны, и племянником братьев Махмудовых Давидом, с другой. В последующем этот конфликт якобы стал поводом, использованным подсудимыми для того, чтобы принудить Пулялина и Коростелева совершить поджог.

Во вчерашнем заседании г-н Могилевич стал давать показания, практически полностью противоречащие всему, что он говорил во время следствия и на состоявшемся 29 мая с.г. заседании Верховного суда Коми. В частности, отвечая на вопросы стороны обвинения, он уверенно указал на подсудимых Асрета Махмудова и Валентина Гаджиева как на участников инцидента у развлекательного центра «Домино», хотя 29 мая отрицал это.

Неожиданный поворот в деле вызвал массу вопросов к свидетелю со стороны защиты, подсудимых и потерпевших Пулялина и Коростелева, отвечая на которые, тот запутался совершенно и заявил, что 29 мая с.г. дал в суде ложные показания. Когда сторона защиты поинтересовалась, почему, г-н Могилевич сделал еще одно серьезное заявление об угрозах в свой адрес.

В ходе последовавших расспросов свидетель сообщил, что первым ему угрожал «где-то в 2009-2010 году» ухтинский авторитет Назир, позже убитый. Затем, уже в январе-феврале текущего года физической расправой г-ну Могилевичу якобы угрожали двое кавказцев у центральной бани в Ухте.

Заявив об угрозах, Игорь Могилевич, правда, так и не смог пояснить участникам процесса, несмотря на все их усилия, чего именно добивались от него угрожавшие – чтобы он не сообщал каких-либо сведений в суде, либо, напротив, дал нужные им показания.

 Во время опроса, связанного с якобы поступавшими в его адрес угрозами, свидетель вновь начал путаться. Так, на вопрос адвоката Виктора Козлитина, обращался ли он куда-нибудь с заявлением об угрозах, г-н Могилевич ответил отрицательно. Вместе с тем на аналогичный вопрос защитника Фахрудина Махмудова адвоката Константина Рыбалова свидетель ответил, что обращался в оперативный отдел УМВД РФ по Ухте, однако фамилию оперативника, которому рассказал об угрозах, назвать отказался.

 Невыясненным остался вопрос г-на Рыбалова, почему до заседания 29 мая с.г. г-н Могилевич опасался за свою жизнь, и потому давал ложные показания, а в настоящем заседании уже не боится и дает якобы правдивые.

Очередной «прокол» у свидетеля обвинения случился, когда Алексей Пулялин поинтересовался у него:

- Кто вас пригласил сегодня в суд?

- Сам (пришел – «7x7»).

- Откуда тогда гособвинитель Овчинников узнал, что вы здесь находитесь?

- Откуда я знаю?

- Просто решил в суд сходить? – вмешался в разговор Константин Рыбалов.

- Да, просто решил сходить, - изрядно нервничая, ответил Игорь Могилевич.

- У меня есть замечание, - обратился к судье Алексей Пулялин. – Мы все были здесь в начале заседания, двери были закрыты. И Овчинников встал и сказал, что у обвинения есть свидетель…

Допрос свидетеля закончился обращением г-на Рыбалова к судье с ходатайством:

- Я считаю, что вот этот человек (Игорь Могилевич – «7x7») в присутствии участников процесса совершил преступление, и его нужно сажать в тюрьму. Я полагаю, что суд должен вынести частное определение (на его счет – «7x7»). Те показания, которые он давал в этом судебном процессе – диаметрально противоположные – указывают на наличие состава преступления. Лжесвидетельство… Материал надо передать в следственный комитет – пусть привлекают человека к ответственности.

Представитель гособвинения Овчинников высказался против удовлетворения ходатайства Константина Рыбалова. Судья Мищенко в итоге отклонил ходатайство адвоката, объяснив это, в частности, тем, что «суд не является органом уголовного преследования». Вместе с тем г-н Мищенко решил удовлетворить просьбу Алексея Пулялина о вызове в суд десятерых сотрудников ухтинского отдела вневедомственной охраны, дежуривших в день предполагаемого конфликта Пулялина и Коростелева с племянником Махмудовых Давидом. Как сказал Алексей Пулялин, показания, данные ими в ходе следствия, «говорят о том, что свидетель (Игорь Могилевич – «7x7») лжет»…

Г-н Мищенко объявил перерыв в слушаниях до понедельника. Между тем не прошло и часа после окончания заседания, как сотрудниками Следственного управления Следственного комитета (СУСК) РФ по Коми во время обеда в одном из сыктывкарских ресторанов был задержан адвокат Виктор Козлитин.

В тот же день на сайте СУСК появилась информация о причинах его задержания: «По данным следствия, в апреле текущего года Козлитин.., действуя организованной группой с бывшим оперуполномоченным МВД по РК Михаилом Евсеевым (заявившим в свое время о фальсификациях в деле о поджоге «Пассажа» и задержанного 16 апреля с.г. за попытку подкупа свидетеля – «7x7») и иными лицами, осуществил действия, направленные на подкуп и принуждение к даче ложных показаний в судебном заседании по уголовному делу о предполагаемых заказчиках поджога торгового центра «Пассаж» свидетеля – Виталия Колесникова, сотрудника исправительной колонии №56 ГУФСИН России по Свердловской области, в которой отбывают пожизненное наказание поджигатели - Антон Коростелев и Алексей Пулялин».

Как следует из сообщения СУСК, в отношении г-на Козлитина «возбуждено уголовное дело по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.309 УК РФ (подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний, совершенные организованной группой).

Подробности задержания Виктора Козлитина и свой комментарий на этот счет корреспонденту «7x7» сообщил его коллега Константин Рыбалов:

- В ресторан зашел следователь Овсянников в сопровождении двух молодых людей. Подошел к Виктору, предложил пообщаться за соседним столиком, где, вероятно, предъявил протокол задержания. После этого Виктора привели в кабинет Овсянникова, где вручили постановление о возбуждении уголовного дела… Насколько я слышал, Евсеев вступил в так называемое досудебное соглашение со следствием, дал некие показания, видимо, упомянув Козлитина, что якобы действовал с его ведома. Ну, а в итоге Виктор Иванович Козлитин на сегодняшний день задержан и содержится в ИВС. Вероятнее всего, в ближайшие день-два следователи обратятся в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в отношении Козлитина в виде заключения под стражу, потому что более эффектного события органы следствия и прокуратура по делу о поджоге «Пассажа» в отношении братьев Махмудовых сейчас не видят… Пулялин и Коростелев, два очень активных участника процесса, теперь остались без адвоката… Козлитина нейтрализовали. Самое неприятное в этой ситуации то, что вот этим задержанием органы следствия бросают тень на всех участвующих в процессе адвокатов…