Сегодня, 9 апреля, на продолжающемся в Верховном суде Коми рассмотрении уголовного дела в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра (ТЦ) «Пассаж» в 2005 году, жертвами пожара в котором стали 25 человек, произошла заминка: председательствующий в процессе Александр Мищенко так и не вышел из совещательной комнаты для того, чтобы объявить свое решение по заявленному потерпевшим Алексеем Пулялиным ходатайству о проведении в отношении него психо-физиологической экспертизы на «детекторе лжи». Зато  о проведенной проверке по заявлению Пулялина о том, что в сыктывкарском СИЗО его посещал неизвестный, угрожавший расправой за показания, которые он дает в процессе, отчиталось ГУФСИН РФ по Коми. Как и следовало ожидать, проверяющие не нашли подтверждений сведениям, изложенным потерпевшим.

Напомним, на прошлой неделе признанный виновным в поджоге «Пассажа» и приговоренный к пожизненному заключению Алексей Пулялин в очередной раз указал, что все февральские и мартовские 2010 года признательные показания он давал, находясь под сильнейшим психо-физическим воздействием, и что все следственные действия того периода, проводившиеся с его участием в колонии для пожизненников «Черный беркут», необходимо признать недопустимыми доказательствами, которые не могут исследоваться перед судом присяжных. Заявив, что иного способа доказать правдивость своих нынешних показаний суд ему не оставляет, Пулялин попросил назначить и провести в отношении него психо-физиологическую экспертизу с применением полиграфа. В минувшую пятницу защитник Пулялина адвокат Виктор Козлитин огласил вопросы, которые, по его мнению, необходимо поставить к разрешению эксперта-полиграфолога.

Выслушав потерпевшего и его защитника, председательствующий в процессе Александр Мищенко удалился в совещательную комнату, назначив следующее заседание на 9 апреля. Однако сегодня судья так и не вышел из совещательной комнаты для оглашения своего решения по ходатайству о назначению экспертизы на «детекторе лжи», а также еще двух заявленных на прошлой неделе ходатайств: со стороны потерпевших - о вызове в суд двоих понятых-заключенных, присутствовавших при допросе Пулялина, состоявшегося 28 февраля 2010 года, со стороны гособвинения — о вызове проводившего вышеназванный допрос руководителя отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного Комитета (СУСК) РФ по РК Алексея Лыжина.

Через своего секретаря председательствующий передал представителям сторон, напрасно ожидавшим в коридоре Верховного суда РК с двух часов дня до половины пятого вечера возобновления заседания, что им надлежит прибыть в суд завтра утром.  

Между тем ГУФСИН РФ по Коми отчитался о проведении назначенной судом проверки по заявлению Пулялина, сделанном в заседании неделю тому назад. Напомним, содержащийся в одиночной камере сыктывкарского СИЗО потерпевший сообщил суду о том, что 30 марта с.г. его вывели на прогулку, но вместо прогулочного дворика сначала завели в кабинет, в котором человек, представившийся Александром, сказал ему, что, если он и дальше будет давать в суде такие показания, какие давал до сих пор, то по возвращении в «Черный беркут» его ожидают «проблемы и проблемы очень большие».

В распространенном пресс-службой ГУФСИН РФ по Коми сообщении, в частности, говорится о том, что в ходе проверки «были опрошены сотрудники СИЗО-1 – дежурный помощник начальника следственного изолятора, инспектор отдела режима и младший инспектор отдела режима. Они пояснили, что 30 марта после 14.00 выводили осужденного Пулялина А.А. на прогулку. При этом осужденный из камеры сразу же был сопровожден в прогулочный дворик, а после прогулки точно так же обратно в камеру. При сопровождении осужденного Пулялина А.А. его в какие-либо кабинеты и помещения не заводили... Видеозапись показала, что при сопровождении на прогулку и с прогулки осужденного Пулялина А.А. его никуда не заводили, в разговоры с ним никто не вступал.  Видеорегистратор, к которому подключены все видеокамеры, установленные в СИЗО-1, является полнофункциональным устройством записи изображения. Оно записывает всю информацию на внутренние жесткие диски с отображением текущего времени записи. Удаление файлов возможно только при очистке (форматировании) жесткого диска полностью... В ведомстве считают вышеуказанное заявление осужденного Пулялина А.А. об угрозах в его адрес выдумкой. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание, не более».

По просьбе корреспондента «7x7», сегодня вышеизложенные итоги ведомственной проверки заявления Пулялина прокомментировал его защитник Виктор Козлитин:  

- Другого официального ответа я и не ожидал. По факту, все прекрасно понимают, что то, о чем говорит Пулялин, правда. На самом деле, ведется планомерная работа, связанная с попытками заставить его и Антона Коростелева изменить свои показания, которые никак не укладываются в картину обвинения. Что же касается подтверждения либо опровержения доводов, то, к сожалению, ни у меня, ни у Пулялина нет рычагов для того, чтобы зафиксировать эти моменты. Да, в камере есть видеокамера, но она не фиксирует, кто и куда его выводит. Да, где-то на «продоле» (жаргонизм, обозначающий «тюремный коридор» - «7х7»), как они говорят, тоже есть камера, где, возможно, зафиксировано, что его вели на прогулку и потом, через некоторое время, привели обратно. Но в том месте, куда его отводили, камеры точно нет.