Завершавшая программу состоявшегося вчера в сыктывкарском КСЦ «Ренова» так называемого «Гражданского форума Коми» дискуссия под названием «Общественность РК: перезагрузка» ознаменовалась для участников мероприятия  реальной перезагрузкой, происшедшей на их глазах: ижемский правозащитник Алексей Семенов за полтора часа прошел путь от «самозванца», которого полиция пыталась выдворить из зала заседаний, до полноценного участника дискуссии, которому было предоставлено слово для выступления. 

Полицейские стали "винтить" Алексея Семенова прямо в зале заседаний, не стесняясь участников так называемого "Гражданского форума Коми". Фото "7х7". 
 

После завершения второй по счету дискуссии под названием «Качество жизни в Коми» наступило обеденное время, и участники форума направились в фойе перекусить. Тем временем к Алексею Семенову, среди немногих остававшемуся в зале заседаний, подошли сотрудники полиции. О том, что произошло дальше, «7x7» рассказал сам правозащитник: «Участковый заявил, что, судя по содержанию листовок, которые я распространял перед началом форума, мной планируется какое-то противоправное действие. Я сказал, что никаких таких действий не планирую. После этого он дал понять, что претензий ко мне у него нет, и отошел в сторону. Однако другие сотрудники полиции получили по рации приказ «вязать!», и попытались скрутить меня. Я схватился за стулья и вместе со стульями меня дотащили до звуковой колонки, за которую я вцепился ногами и руками».


Фото "7х7".

К этому времени некоторые пришедшие в себя участники гражданского форума завязали дискуссию с полицейскими, потом к месту конфликта подтянулись организаторы мероприятия, и Семенова удалось отбить. Более того, некоторое время спустя к Алексею Семенову подошел модератор последней запланированной на форуме дискуссии «Общественность Республики Коми: перезагрузка» Евгений Вологин и любезно поинтересовался у правозащитника, не желает ли тот выступить в рамках заявленной для обсуждения темы. Тот ответил согласием.      

«Потребность перезагрузки состоит, в частности, в том, что старая оппозиция, существовавшая в республике, в лице, прежде всего, так называемых оппозиционных партий, представленных в меньшинстве в республиканских органах власти, в госсовете - ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России» - она, в общем-то, себя изжила, - заявил, открывая дискуссию зампредседателя ОП РК Евгений Вологин. - Ту нишу, которую занимала старая оппозиция, или как ее иногда называют в республике, олдскульная» оппозиция, стали заполнять, прежде всего, общественные организации, общественные деятели. Большей частью эти организации и деятели представлены в нынешней Общественной палате Коми, которая также является  сейчас главной общественной и дискуссионной площадкой, но специфика деятельности которой не в оппонировании власти, а в работе с гражданами и их обращениями...При всей перезагрузке, при всем переформатировании общественно-политической площадки в республике, тем не менее место для дискуссии остается...»

- Общество — это некий целостный континиум, оппозиция — это часть общества, а общественные организации — не всегда оппозиция, хотя очень часто могут поднимать вопросы, болезненные для общества в целом, - развил тему первый замглавы Коми Алексей Чернов. - Мы говорим о том, что нужны новые лица, есть запрос общества.., а ведь запрос на новые лица есть и в общественных движениях и в той же оппозиции. Просто, уйдя вперед, мы некоторые вещи, к сожалению, оставили прежними. Если общественник считает, что есть какая-то болезненная тема, единственный способ ее решения — через протест, но не через диалог... Диалог власти и общественных организаций — это вещь, которая требует переосмысления, потому что, может, уже пришло время какую-то презумпцию готовности к диалогу власти предоставить...

Уполномоченный по правам человека в РК Людмила Завьялова, сообщив, что она в течение 19 лет возглавляет в Коми движение солдатских матерей, поделилась своим мнением о том, что «наше гражданское общество находится в зачаточном состоянии». «Точное знание того, что ты хочешь, не предполагает такой оппозиции, в которой надо стоять, чего-то брехать, все поливать, это проще всего. Нужно всегда искать конструктивный диалог и заставлять власть делать то, что тебе нужно», - донесла свою позицию до участников мероприятия г-жа Завьялова.

- Я давно замечал, как только люди получают какую-либо должность, они сразу начинают любить власть и начинают считать, что  оппозиции нет или это плохая оппозиция, - заметил член ОП РК Александр Щиголев, получив слово сразу после выступления Уполномоченного по правам человека в Коми. - Евгений Вологин хорошо сказал: «остается место для дискуссии». Я бы сказал так, что только для дискуссий место и остается.  После тех выборов, которые прошли у нас в марте, и которые, всем отлично известно, были просто-напросто сфальсифицированы, и результат был выдан тот, который был нужен, а не который был реально, все наши политические и общественные дискуссии остаются только дискуссиями, потому что точку все равно поставит избирком. У меня большое подозрение, что выборы в Госдуму пройдут по тому же сценарию, который был отрепетирован у нас в марте этого года, и будет выдан не реальный результат волеизъявления избирателей, а тот, который нужен, чтобы было большинство в Госдуме у «Единой России». Поэтому мы можем долго дискутировать на тему, какая есть перезагрузка, какая это перезагрузка, но кроме дискуссий у нас других возможностей для политической деятельности уже просто не остается. Нам власть просто не оставила никаких законных методов для того, чтобы эту власть сменить законным образом...

- Но Александр Федорович, есть же прецеденты, они известны, и, кстати, президент об этом говорил неоднократно: обращение в суд. Есть же прецеденты оспаривания результатов выборов, - на правах модератора вставил реплику г-н Вологин.

- В том-то и беда, что прокуратура и суды стоят на защите сфальсифицированных результатов, - парировал г-н Щиголев. - Я и сказал, что не остается законных методов.

Слово предоставили председателю ОП РК Маргарите Колпащиковой:

- Я слушаю всех и хочу сказать, что все больше и больше понимаю, что на самом деле можно решать наши вопросы, наши проблемы только в диалоге...Вот эти 150 метров (имеются ввиду пикеты возле прокуратуры РК с требованием к надзорному органу опротестовать незаконное постановление администрации Сыктывкара о запретных для проведения публичных мероприятий территорий - «7х7»), которые звучат уже два месяца, я их не понимаю. Я не понимаю, что они дадут, потому что пикетирование все-равно происходит. Кто хочет, тот выходит на митинги и что-то говорит, но мне кажется, что это не то. Нужно садиться, нужно говорить, обсуждать и находить то понимание и тот компромисс, возможно, где-то, а может доводить до конца свою проблему, просьбу, чтобы случилось так, что людям, которых вы представляете, было комфортно жить в нашей республике... Давайте объединимся, давайте сделаем общественность республики звучащей.

Несмотря на отсутствие недостатка в желающих выступить и подходившее к концу отведенное под дискуссию время модератор пригласил к микрофону Алексея Семенова. Правозащитник нашел свободное место за квадратным столом и заявил следующее:  

- Я считаю, что, к сожалению, Россия прошла точку невозврата. В России сформировалась политическая монополия, и никаким другим образом, кроме революционного, к сожалению, еще раз повторяю, перейти на новые рельсы страна  не сможет. Сформированы декоративные институты демократии, на заседании одного из которых мы с вами присутствуем. Систему, которая сейчас существует, можно описать как неосоветизм, то есть по внешней структуре это советская система с превалированием идеологии милитаризма, о чем говорит следующий бюджет на 3 года, когда увеличиваются военные расходы и расходы на полицию, и сокращаются расходы на образование, в первую очередь. Поэтому, к сожалению, если говорить о советах, рекомендациях, я советую тем людям, которые слишком близко подошли к монопольной власти и слишком сильно ей служат, пожалеть себя и отойти. Потому что в случае переворота и бунта российского будет не так, как в Тунисе, где смогли сделать революцию, не проведя потом люстрации и не ограничив в правах людей.   нас будет жестко. Поэтому тех людей, которые близко, которых мне жалко, я прошу одуматься.


Фото "7х7".

- Да, есть выбор. Но почему-то, когда это говорит Алексей Витальевич, мне не страшно: у него вид добрый, глаза добрые, - прокомментировал выступление г-на Семенова Евгений Вологин. - Я думаю, все будет хорошо с божьей помощью и с помощью «Мемориала».

Член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин не разделил «апокалиптических предсказаний предшествующего  оратора по многим соображениям, в том числе и по очень простому: уровень индивидуализации в нашей стране, к сожалению, настолько высок, что организовать что-нибудь, достаточное для революции, просто невозможно».