Вчера, 25 сентября, председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин направил в интернет-приемную Генпрокуратуры РФ заявление с просьбой дать оценку незаконному, по его мнению, включению прокурора Коми Владимира Поневежского в региональный список кандидатов в депутаты Госдумы РФ от партии «Единая Россия», утвержденный 24 сентября на партийном съезде.
Владимир Поневежский. Фото сайта прокуратуры Коми.
 
В список, в котором первую, вторую и четвертую позиции занимают, соответственно, глава Коми Вячеслав Гайзер, председатель правления Коми республиканского общественного движения пенсионеров «За социальную справедливость» Тамара Кузьминых и депутат госдумы Евгений Самойлов, г-н Поневежский попал от Коми региональной организации «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в результате праймериз – так называемого «народного голосования».
 
Напомним, участие прокурора Коми в праймериз было оценено как незаконное правозащитниками Коми, а также Межрегиональной Ассоциацией правозащитных организаций «АГОРА». Правозащитники посчитали, что Владимир Поневежский нарушает «Закон о прокуратуре РФ», прямо запрещающий сотрудникам прокуратуры участвовать в общественных организациях и объединениях, являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, что нарушает принцип независимости надзорных органов от общественных объединений.
 
Неделю назад генпрокуратура прислала двусмысленный ответ жителю Сыктывкара, направившему официальный запрос в главный надзорный орган страны, касающийся участия г-на Поневежского в «народном голосовании». С одной стороны, генпрокуратура попыталась вывести прокурора Коми из-под удара, утверждая, что, приняв участие в праймериз, тот «выразил намерение реализовать свое избирательное право»; что фактов его личного участия в заседаниях ОНФ или «политической партии» не имеется; что он не является членом «Единой России» и «других общественных объединений, преследующих политические цели»; что, наконец, «процедура проведения праймериз законодательством о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации до настоящего времени не урегулирована». С другой - «обратила внимание» Владимира Поневежского на «необходимость безусловного соблюдения требований федерального законодательства, в том числе положений п.4 ст.4 закона «О прокуратуре РФ» («прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности» - «7x7»).
 
Судя по тому, что г-н Поневежский все-таки вошел в список кандидатов в депутаты от «Единой России», на мягкое внушение генпрокуратуры он внимания не обратил.
 
- Я в курсе ответа генпрокуратуры по поводу вашего Поневежского, - сказал сегодня по телефону корреспонденту «7x7», попросившему прокомментировать поход прокурора Коми в политику, председатель «АГОРЫ» Павел Чиков. - Я так понимаю, что эту позицию можно развивать и дальше. Ведь, согласно Конституции РФ, участие в выборах в качестве кандидата есть не активное, а пассивное избирательное право. Тем самым какого-нибудь человека – будь то прокурор или еще кто-нибудь – можно выдвинуть и без его согласия, лишь бы его кандидатура удовлетворяла требованиям закона о выборах депутатов госдумы. Если сейчас еще раз пожаловаться в генпрокуратуру, то она может занять эту позицию – «это же не он, это его кто-то выдвигает». То есть прокуроры вполне могут участвовать в политической деятельности до тех пор, пока сами лично не предприняли какие-либо действия. Поневежский может вообще ничего не делать, пока – бац! – не станет депутатом, потому что все за него проголосовали…