Сыктывкарский городской суд сегодня затребовал дополнительную информацию от участников гражданского процесса, затеянного при посредничестве Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» двумя заключенными исправительной колонии (ИК)-31 - Русланом Алиевым и Алексеем Беленцовым, которые просят признать условия этапирования их по железной дороге из Сыктывкара в Микунь в ноябре прошлого года унижающими человеческое достоинство.
 
Напомним, в своем заявлении в суд осужденные, интересы которых представляет член правления КПК «Мемориал» Эрнест Мезак, сообщили, что в начале ноября 2010 года они были этапированы из исправительной колонии №25, расположенной в Сыктывкаре, в 31-ю колонию, находящуюся в Микуни. Около 7.00 на железнодорожном вокзале Сыктывкара их поместили в вагонзак. В стандартной камере вагона площадью около 4 кв.м. вместе с заявителями были размещены еще десять человек. При себе все заключенные имели  личные вещи (одну или две сумки большого размера). Вагон был прицеплен к скорому пассажирскому поезду «Сыктывкар-Москва» и оттранспортирован на железнодорожный вокзал Микуни. Там около 9.30 вагонзак отцепили от поезда и отвели на запасной путь. На запасном пути вагон простоял примерно 6 часов. Затем заявителей-заключенных  высадили из вагона, пересадили в автозак и отвезли в ИК-31.
 
Условия, когда на каждого заключенного с его личными вещами приходилось около 0,3 кв.м. площади камеры вагонзака, заявители считают унизительными и не отвечающими требованиям статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека («Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»).
 
На сегодняшнем заседании судья Ирина Смолева так и не приступила к рассмотрению дела по существу, поскольку ответчики в лице ГУФСИН по РК и входящее в его структуру управление по конвоированию не представили по запросу представителя истца информацию, по которой можно было бы судить, действительно ли условия перевозки заключенных были унизительными. Это, прежде всего, касается параметров вагонзака и его технической оснащенности. За соответствующими сведениями ответчики перенаправили истца (как он считает, издевательски) в ОАО «Российские железные дороги».
 
Выслушав стороны, г-жа Смолева приняла решение обязать ответчиков предоставить документы, касающиеся распределения по камерам и состава лиц, перевозившихся в вагонзаке, а также постановила привлечь в качестве третьих лиц ОАО «РЖД» и занимающуюся техническим обслуживанием подвижного состава «Федеральную пассажирскую компанию». Следующее заседание судья назначила на 19 июля с.г.