Как стало известно «7x7», на днях член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Коми Николай Дидюк официально обратился к прокурору РК Владимиру Поневежскому с просьбой принять меры прокурорского реагирования, направленные на обеспечение законности и прав человека при этапировании заключенных по Республике Коми.

Фото pdrs.dp.ua
 

В основу своего обращения г-н Дидюк положил историю этапирования летом прошлого года из Сыктывкара в Воркуту заключенного Константина Бабошина. Этап начался для осужденного его перевозкой в крайне переполненной камере автозака из СИЗО Сыктывкара на железнодорожный вокзал и продолжался в течение более чем двух суток в специальном железнодорожном вагоне (вагонзаке).

Со слов Константина Бабошина, Николай Дидюк сообшает об условиях, в которых происходило этапирование заключенного в вагонзаке: «На всем протяжении пути от Сыктывкара до Воркуты он транспортировался в камере площадью около 3,6 кв.м., рассчитанной по проекту на перевозку до 12 заключенных. В этой камере имелось всего шесть полноценных спальных мест (три расположенные друг над другом полки для лежания справа и три такие же полки слева от входа), где заключенные могли спать, вытянув ноги. В купе также имелось еще оно спальное место — доска, перекидывающаяся между двумя средними стандартными полками, но её длина составляла всего около 1,2 м. При передвижении от Сыктывкара до Ухты в камере кроме заявителя находились еще одиннадцать заключенных, а от Ухты до Воркуты — семь заключенных. Все заключенные находились в камере вместе со всем своим имуществом ( у каждого из них были одна или две сумки большой вместимости с личными вещами и продуктами).

Во время конвоирования по железной дороге заявитель и другие заключенные испытывали серьезные неудобства с выходом в санузел вагонзака. Их выводили в туалет всего 2-3 раза в течение суток (при этом оправка заключенных происходила при открытых дверях туалета, в которую постоянно смотрел конвоир) и не было никакой возможности справить естественные надобности во время стоянок (в том числе, таких длительных, как в Усинске и Печоре). Кроме того, все заключенные в вагонзаке испытывали сложности с получением кипятка, который был необходим как для заваривания чая, так и для приготовления пищи из сухого пайка, выданного им перед этапированием. Кипяток конвоиры разносили 2-3 раза в сутки. Также на всем протяжении этапирования заключенными не выдавались какие-либо спальные принадлежности (хотя бы матрац). Стоит также отметить, что камеры вагонзака, в которых перевозились заключенные, не были приспособлены для приема пищи, так как в них отсутствовал даже небольшой столик. Им также не предоставлялась возможность хотя бы раз в день почистить зубы».

Сославшись на существующую практику Европейского суда по правам человека, Николай Дидюк обращает в своем письме внимание прокурора на то, что описанные условия этапирования г-на Бабошина нарушали требования статьи 3 Европейской конвенции по правам человека, так как являлись бесчеловечными. «Особого сожаления заслуживает тот факт, что в таких же условиях по Республике Коми ежемесячно перевозятся сотни заключенных, - сообщает член ОНК прокурору и просит его принять меры прокурорского реагирования, направленные на обеспечение законности и прав человека при этапировании заключенных по Республике Коми.