Сегодня, 15 марта, судья Сыктывкарского горсуда Людмила Дидыч оставила без удовлетворения иск о защите чести и достоинства учредителя общественной организации «Рубеж севера» («РС») Алексея Колегова к председателю Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Игорю Сажину.

Копия этой фотографии, где Игорь Сажин ведет дискуссию с Алексеем Колеговым, по предложению последнего была приобщена к материалам дела.
 

Напомним, истец просил суд обязать ответчика опровергнуть размещенные последним в своем интернет-дневнике 10 и 16 марта прошлого года фразы, в которых, по мнению г-на Колегова, автор сравнивает его «с Гитлером и лидером нацистов», употребляет по отношению к нему фразы «молодой лидер нацистов», «ручной «нацик», «стабильный набор расиста и нациста». В качестве компенсации морального вреда заявитель просил взыскать с ответчика 100 тыс. руб.

На предыдущем заседании, состоявшемся 7 февраля, г-н Колегов еще раз призвал г-на Сажина публично извиниться за вышеприведенные фразы, на что представитель ответчика Владимир Зубков сообщил, что он специально обговаривал заявленную возможность со своим доверителем, и «был получен категоричный ответ - «нет» ввиду того, что г-н Сажин исковые требования не признает в полном объеме».

По ходатайству представителя Игоря Сажина судом были приобщены к делу многочисленные фотоматериалы, размещенные в газете «Красное знамя», скопированные с сайта «РС» и личного дневника Алексея Колегова в социальной сети «В контакте», которые, на взгляд г-на Зубкова свидетельствуют о том, что сторонники возглавляемого истцом движения «РС» «демонстрируют свое толерантное отношение к фашистской символике: свастике и иным предметам фашистского культа» (свастики на телах молодых людей и «зиги» в их исполнении).

В сегодняшнем заседании Алексей Колегов в ответ предложил приобщить к материалам дела другие копии с фотографий, которые находятся в открытом доступе в интернете и на которых истец изображен в кампании с разными известными в городе и республике людьми. В частности, на одной из этих фотокопий истец запечатлен рядом с Игорем Сажиным. Свою просьбу заявитель сопроводил следующими словами: «Я считаю, что, если  принять доводы представителя Сажина, что меня с кем-то видели и это можно назвать прямым доказательством того, что Колегов является фашистом или ручным нациком, то тогда и всех людей, которые на этих фотографиях, тоже можно назвать фашистами, ультраправыми, ручными нациками и т. д».

Людмила Дидыч ходатайство истца удовлетворила, а чуть позже отказала стороне ответчика, просившей суд, во -первых, допросить в качестве свидетеля Эрнеста Мезака, который, в частности, был готов рассказать о взаимоотношениях г-на Колегова с Желтым домом (в обосновании фразы «ручной нацик»), а во-вторых, обозреть в ходе заседания CD диск, на котором, по свидетельству представителя ответчика, были представлены ролики «экстремистского, националистического, нацистского, фашистского, антисемитского содержания», скопированные со страницы Алексея Колегова в социальной сети «В контакте».

Во время обсуждения второго из вышеназванных ходатайств истец заявил, что в сети есть множество ресурсов разных Алексеев Колеговых и предложил представителю ответчика назвать конкретные ролики, которые тот имеет ввиду.

- Видеоклип группы «Монгол Шуудан» «Бей жида». Он был на вашем интернет-ресурсе размещен? - последовал совету Алексея Колегова Владимир Зубков.

- На моем интернет-ресурсе? «Монгол Шуудан»? Был.

- Вы его удалили?

- Он там все еще висит.

- А с какой целью вы там его разместили?

- Это не запрещенная группа, она присутствует в интернете...

- Вам нравится эта песня?

- Какая именно?

- «Бей жида»

- Не нравится.

- А с какой тогда целью вы ее разместили на своем интернет-ресурсе?

- А с какой целью размещают люди...Может, спам...

Сторона истца высказалась категорически против обозрения диска, причем представитель г-на Колегова предложил вообще не рассматривать ходатайство до тех пор, пока сторона ответчика не сможет предоставить доказательства того, что данная страница редактировалась Колеговым и была им создана.

После отказа суда в удовлетворении ходатайств ответчика, слово было предоставлено Владимиру Зубкову, который, дополняя правовую позицию, озвученную им в ходе предыдущего заседания, в частности, еще раз повторил тезис о том, что спорные фразы были употреблены Сажиным в качестве оценочного суждения и что его доверитель, употребляя эпитеты, «оценивал по своему внутреннему убеждению те действия, которые производила публичная личность — Алексей Колегов - на момент написания спорной статьи». Г-н Зубков также сослался  на судебное решение Европейского суда по правам человека 2006 года «Карман против России» (суд расценил как противоправное взыскание с журналиста Кармана компенсации за оценку редактора одной из газет  как «неофашиста», оценив термин как оценку, приемлемую в конкретной ситуации).

Выступая в прениях, Алексей Колегов заявил, что, на его взгляд, «полностью доказана вина» Игоря Сажина, «он оскорбил меня, и это потом послужило появлению  всевозможных публикаций (в других СМИ - «7х7»), которые меня очерняют».

Представитель истца попросил суд критически отнестись к доказательствам истца — материалам в СМИ, фотографиям - «которые появились уже после высказываний Сажина в интернете». По поводу фотографий, на которых, по свидетельству ответчика, были представлены члены «РС» с фашистскими и нацистскими татуировками на разных частях тела, представитель Колегова заявил, что, «если даже предположить, что эти лица являются членами «РС», то когда «человека принимают в какую-то организацию, то, я полагаю, проходить какой-то детальный медосмотр на наличие татуировок никто его делать не заставляет». Что касается копий фотографий с вскинутыми в нацистском приветствии руками членов «РС» представитель истца   высказал мнение, что это еще не повод называть Колегова лидером нацистов или фашистов, поскольку «суду была представлена фотография президента и премьер-министра, где они стоят точно в такой же позе и данный жест никакой, скажем так, нравственной или моральной нагрузки под собой не имеет». Было подчеркнуто, что в уставе «РС» нет указаний, что организация носит экстремистский характер, и нет ни одного вступившего в законную силу решения суда, что кто-то  из членов организации, либо сам Колегов совершали действия экстремистского характера.

Выступивший следом Игорь Сажин, в частности, высказал мнение, что публичное лицо должно очень терпеливо относится к критике. В пример ответчик привел себя, сообщив, что «ни разу не подавал иска на г-на Колегова, хотя поводов было неимоверное количество». Председатель КПК «Мемориал» сообщил также, что  его «публичные оценочные суждения Алексей почему-то не оценил: не предложил дискуссию, а подал иск». «В данном случае я не просто защищаю себя, а выступаю защитником общественной дискуссии, как очень важной ценности общества», - заявил ответчик.

В свою очередь Владимир Зубков счел нужным отреагировать на высказанное ранее стороной истца предположение, что Сажин мог перепутать страницу истца в сети  по причине большого количества интернет-ресурсов, принадлежащих разным людям, носящих одни и те с истцом имя и фамилию: «Г-н Сажин озвучил мнение в отношении того г-на Колегова, чей интернет-ресурс он посетил»

Выслушав стороны и проведя в совещательной комнате не более четверти часа, судья Людмила Дидыч огласила резолютивную часть решения, отказав Алексею Колегову в удовлетворении его исковых требований.

Сергей Сорокин, «7x7»