Сегодня в Сыктывкаре десятки человек пришли к Мемориалу жертв политических репрессий, чтобы по традиции почтить память невинно погибшим в годы советской власти.  Традицию нарушило лишь руководство республики. Впервые ни Глава Коми, никто из его замов, ни один депутат Госсовета РК не пришел на эту церемонию и не выступил. Да и городские власти, организовавшие мероприятие, были представлены не  мэром Романом Зенищевым, а первым заместителем главы администрации Сыктывкара Антоном Воробьевым.

После обычной в таких случаях заупокойной литии, которую отслужил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, слово было предоставлено министру образования и высшей школы Нелли Струтинской. Она говорила очень проникновенно и, в частности, вспомнила эпизод из собственной практики:

– Я однажды разговорилась с молодым человеком, который в школе писал работу о сталинских репрессиях. И он признался, что, пообщавшись со своим дедом, убедился, что в учебниках нет многого из того, что он узнал от него и его друзей. И этот молодой человек понял: историю надо переписывать заново, ничего не скрывая, ничего не утаивая. День 30 октября – ответственный день для каждого человека, чтобы задуматься над тем, что такое жизнь и как ее нужно прожить…

Главный редактор мартиролога «Покаяние»  кандидат исторических наук Михаил Рогачев напомнил в своей речи, что через несколько дней исполнится ровно десять лет республиканскому Мемориалу жертв политических репрессий. В начале ноября 2000 года его открыл тогдашний Глава Коми Юрий Спиридонов, освятил Владыка Питирим. И это был один из первых памятников в России такого рода. В том, что этот памятник появился, немалая заслуга министра архитектуры и строительства того времени Вячеслава Бибикова, автора проекта скульптора Анатолия Неверова и его коллеги Романа Бендерского.  В Москве, как заметил историк, такого памятника нет до сих пор. Есть лишь Соловецкий камень на Лубянской площади, который установлен на месте предполагаемого мемориала.

– Сегодня День памяти жертв политических репрессий, а отношение к этой памяти в России до сих пор неоднозначное, – отметил Михаил Рогачев. – Хотят ли люди знать о том, что было? Поэтому я считаю необходимым назвать конкретные цифры, чтобы снять обвинения в фальсификации истории. По отчетам НКВД с 1921 по 1953 год было привлечено к ответственности по политическим статьям 7 миллионов 800 тысяч человек. Осуждено из них 5 с половиной миллионов. Расстреляно более миллиона. Миллион 800 тысяч человек, как кулаков, выслали на спецпоселения. Депортировано по национальному признаку 2 миллиона 800 тысяч. Это еще неполные цифры, но и они всегда будут оспариваться теми, кто не хочет их слышать. Поэтому мы должны назвать всех поименно. Тогда картина будет полной. Но пока названы лишь 2 миллиона 614 тысяч человек. Остальных еще не нашли.

После окончания митинга в центре кино и досуга "Октябрь" прошел поминальный обед.

Игорь Бобраков, фото автора, «7x7»